17 марта на улице Шаумяна в Астрахани провалился асфальт. Надо отдать должное коммунальным городским службам — провал устранили за сутки. Конечно, бывает всякое, но в этом случае настораживает то, что асфальт в столице области проваливается регулярно. Что с ним не так?
Кто ответит за ущерб?
К счастью, из-за внезапно возникшего оседания асфальта на улице Шаумяна никто не пострадал. Однако с начала года в разных районах города в аналогичных ситуациях уже несколько автомобилей частично ушли под землю.
Оказывается, виной всему изношенность водопроводных сетей. По оценкам экспертов она составляет более 90%.
В гордуме посчитали — полная замена и капитальный ремонт изношенных и ветхих трубопроводов требует порядка 70 млрд рублей, это больше, чем бюджет всей Астраханской области.
Усугубляют ситуацию осадки. Как известно, с ливневой канализацией в нашем городе большие проблемы, её фактически нет. В итоге, например, 11 марта на улице Академика Королёва иномарка передним колесом провалилась в просевший асфальт. И таких случаев в городе множество.
«Нам часто поступают сообщения от жителей, что в том или ином месте на проезжей части образуются провалы. Мы направляем эту информацию в мэрию, но, к сожалению, в силу объективных причин город не всегда может оперативно их устранить. Например, сейчас провал асфальта имеется на ул. Луконина», — сообщил нашему изданию Михаил Путилин, координатор по работе со СМИ регионального отделения «Народного фронта».
По его словам, в 2021 году в городе значительно «просел» ремонт ям на проезжей части городских дорог. После осенне-зимнего периода эта проблема стала ещё ощутимее — к уже имеющимся ямам добавились новые.
По словам юриста Алексея Паршина, мэрия несёт ответственность за ущерб, который получают автовладельцы из-за ям и провалов на дорогах. «У нас уже есть прецеденты, когда суд обязал городскую администрацию возместить расходы на восстановление пострадавших авто. Например, хозяину легковушки, которая в 2020 г. наполовину провалилась на улице Академика Королёва, выплатили полную сумму ущерба», — сообщил он.
Выход есть
Понятно, что реконструировать городской водопровод за счёт местного бюджета нереально. Для этого планируется привлечь федеральные средства — инфраструктурный кредит в размере 2,7 млрд руб. Он будет направлен на развитие астраханской агломерации, в том числе и реконструкцию системы водоснабжения и водоотведения Астрахани. Как сообщили в мэрии города, по итогам реализации проекта в регионе будет реконструировано 114,2 км сетей.
Пресс-секретарь МУП «Астрводоканал» Татьяна Жулинская: «Потоки подземных вод могут создавать в почве настоящие тоннели и пустоты, а чем больше скорость течения, тем интенсивнее идёт процесс эрозии. Почва вымывается водой, в результате чего под асфальтом образуется воронка и дорога проседает внутрь. Но не все провалы образуются естественным образом. Под землёй прокладывается множество водопроводных труб и, если в них появляется трещина, происходит то же самое — вода постепенно вымывает грунт и дорожное покрытие проседает в воронку. Поэтому причиной подобных аварий может стать физический износ сетей, оборудования, сооружений».
Между тем специалисты дорожной отрасли на днях решали, как наиболее эффективно восстанавливать дорожное покрытие. Предпочтение отдали современному методу холодной регенерации. «Это прогрессивная технология, которая позволит повысить экономическую эффективность, качество ремонта и увеличить долговечность дорожной одежды», — заверили в ФКУ «Упрдор Каспий».
Всего в этом году в Астрахани планируют отремонтировать более 17 км дорог. Работы пройдут как на основных магистральных улицах, так и отдалённых. Речь идёт об улицах Энзелийской, Нововосточной, Ляхова, Набережной Казачьего Ерика, Краснопитерской, Ботвина, Полякова, Кабардинской, Адмирала Нахимова, Бакинской, Кирова, пер. Никитинском. Также в перечень вошла улица Волжская на участках от ул. Н. Островского до ул. Ахшарумова и от ул. Бакинской до Набережной 1 Мая. Продолжатся работы на улицах Куликова и Бориса Алексеева в Кировском районе.