Примерное время чтения: 5 минут
355

Весла на воду. Как астраханцы впервые в СССР доплыли до столицы на вельботе

14 июня 1928 года группа спорсменов из астраханского филиала пролетарского спортивного общества «Динамо» организовали большой переход на большой весельной лодке по Волге из Астрахани в Москву. Это был первый в СССР спортивный переход на такое большое расстояние (3300 км) против течения. Целью перехода являлась пропаганда водного спорта и туризма. 

Курс на Сталинград

Несмотря на жару, на набережной Волги в тот июньский день было весьма многолюдно, играл духовой оркестр. Внимание собравшихся было приковано к пришвартованному у берегу вельботу. Отправление астраханцев в плавание началось с короткого митинга и напутствием с пожеланием успеха и попутного ветра. 

В самом начале похода ветер и правда был попутным и резво подгонял шлюпку, но едва гребцы миновали село Карантинное, как ветер сменил направление. Динамовцам пришлось, как говорится, закатать рукава и вовсю налечь на весла.

Фото: Фонд Государственного архива Астраханской области

Команда вельбота состояла из 10 динамовцев: капитана Трубицина и рядовых- Петрухина, Сахарина, Скороскокова, Предвечного, Нечаева, Мангушева, Щепетильникова, Коротина, Оксмана.

Труднее всегогребца пришлось на этапе Астрахань-Сталинград. Начало речного похода совпало с первыми днями спада воды и  встречным ветром, вследствии которых вода быстро выгонялась из полоев. И там, где можно было пройти утром, нельзя было, из-за обмеления, пройти вечером. Очень часто  приходилось выходить из вельбота и перетаскивать его через мелкие «гривы» (чуть прикрытый водой уровень земли).

«Трудновато вначале было, хоть мы были молодыми, крепкими, тренированными, — рассказывал пионер астраханского спорта Александр Оксман. — Гребли, старались вовсю,  но шлюпка ползла, как черепаха, а то и вовсе стояла на месте» .

Два раза до Сталинграда вельбот попадал в полосу непродолжительных дождей. При таких условиях команда два дня делала привал и выжидала штормовые ветра.

На одиннадцатый день своего похода, 4 июля,  команда добралась до первой точки своего путешествия - города Сталинград. Пройденный путь оказался действительно серьезным испытанием команды вельбота на выносливость и выдержку. На этом этапе команда передвигалась в день от 18 до 75 км, а в среднем 55 км в день. Причем парусами пользовались за все время  не более 12 часов.

Сквозь дождь и бурю

Второй этап Сталинград - Саратов оказался не менее тяжелым, вследствие отсутствия попутных ветров. В среднем в день было пройдено 60 км. Большое облегчение вельботу принесли лоцманские карты 1941 года выпуска, которые давали более или менее точную ориентировку.

Большим испытанием в пути были слепнии, когда динамовцы изредка приставали к берегу, чтобы приготовить пищу, их встречали тучи агрессивных и кусачих насекомых.

Города Самару, Ульяновск команда прошла благополучно, а ближе к Казани динамовцы снова попали в полосу грозовых дождей.  В километрах в 80-ти от Нижнего подул попутный ветер. Под парусами, под ливнем, при попутном ветре покрыли это расстояние в один день. В Рязани ненадолго пришлось переждать сильный ливень  и встречные ветры.

Фото: Фонд Государственного архива Астраханской области

Под парусом в лаптях

За время, что гребцы шли до Саратова - они истрепали и порвали обувь. Это произошло из-за того, что в этом районе скалистые берега. Астраханцам пришлось по Ульяновску ходить босиком. Скинувшись у кого сколько есть, динамовцы смогли купить себе лапти.

26 августа 1928 года команда достигла своей цели - в два часа дня пришвартовала к пристани водной станции Московского «Динамо». Всех интересовало освидетельствование команды, совершивших такой тяжелый переход, врачом «Динамо». Результат был поразительным - «все до одного прибавили в весе, мускулатура окрепла, сердце нормально, грудная клетка дала плюс (в среднем)два сантиметра, обмер бицепсов показал также плюс. Почти вдвое повысилась емкость легких- с 3400 до 5300».

Как был распланирован график команды на вельботе? Все работали посменно. Вставала команда с восходом солнца. Сон распределялся по сменам. В среднем каждый спал по 5-6 часов в сутки. Работавшие ночью из членов команды спали днем. Питались пять раз в сутки, при чем ежедневно было приготовлено одно или два горячих блюда. Готовить пищу на 10 человек на вельботе во время движения  почти никогда не удавалось,  по причине ветреной погоды. Таким образом приходилось делать привалы на берегу и это занимало от двух до четырех часов в сутки. При попутных ветрах команда динамовцев старалась не приставать к берегу и обходиться консервами. Не менее двух часов в сутки занимала закупка продовольствия в деревнях, которую делали практически ежедневно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Самое читаемое

Самое интересное в регионах