Нет повода прекраснее на свете, чем повод отметить чей-то день рождения. И сегодня повод особенный - юбилейный. Астраханская таможня празднует 465 лет со дня основания.
Самые внимательные заметили, что этот государственный орган чуть старше нашего региона. И в честь праздника мы решили сделать подарок – рассказать о ещё одном юбиляре, который имеет непосредственное отношение к региональной таможне. Носы некоторых сотрудников заточены на запрещённые вещества и молниеносно реагируют на героин и кокаин. А пока вы думаете над разгадкой, предлагаем окунуться в историю.
По волнам истории
Годом основания Астраханской таможни принято считать 1557. Именно в это время начали взимать пошлины с торговцев в царскую казну. А первыми казначеями были стрелецкий голова, воевода Иван Семенович Черемисинов-Караулов и казачий голова Михаил Колупаев.
А спустя время у Астраханской таможни началась новая жизнь – открылся Астраханский таможенный пост Нижневолжской таможни. А в 1992 году он преобразовался в Астраханскую таможню, где тогда работало 25 человек.
На сегодняшний день в Астраханской таможне работает 450 человек, которые следят не только за своим регионом, но и за Республикой Калмыкией и Волгоградской областью.
В нынешней структуре 9 таможенных постов. В нашем регионе — Астраханский, Ахтубинский, Аэропорт Астрахань, Морской порт Оля, в соседнем — Аэропорт Волгоград, Волжский, Дзержинский, Красноармейский, Михайловский. Четыре из них осуществляют свои функции в пунктах пропуска через государственную границу. Так Россию и Казахстан разделяют 750 километров, за которыми следят астраханские таможенники.
Мобильные тамженники
В мае 2018 года в Астрахани создают мобильные группы и наделяют их правом останавливать автомобили тяжелее 3,5 тонн. Контролирует ввоз и оборот товаров два отдела таможенной службы. Один следит за Астраханским регионом и Калмыкией. Другой – за Волгоградской областью.
Передвигаются таможенники на автомобилях, в которых есть все инструменты, чтобы зафиксировать нарушителя.
«Мобильные группы – это второй контур в борьбе с контрафактными и незаконно ввезенными на территорию ЕАЭС товарами. Как показывает практика, данный инструмент эффективен. Также с 8 марта 2022 года введены запреты и ограничения на вывоз отдельных категорий товаров. С этого момента астраханские таможенники выявили 70 фактов попыток вывоза таких товаров. Это и более 150 тонн оборудования, и запчастей, и 332 тонны сахара, и более 20 тонн зерна», — рассказал нам заместитель начальника Астраханской таможни, начальник службы таможенного контроля после выпуска товара Александр Гурин, добавив, что в контрафакт попадают даже игрушки.
Так почему мобильные группы оказались на втором месте в борьбе с контрафактными товарами? Всё дело в том, что ввозимый товар в первую очередь проверяют на границах. Но есть и те, кто идет в обход основных таможенных пунктов. И тут на тропу борьбы с контрафактным товаром выходят мобильные группы, которые могут приехать на трассу и имеют право остановить любой подозрительный автомобиль тяжелее 3,5 тонн.
В основном мобильные группы работают на границах с Казахстаном в круглосуточном режиме вблизи пункта пропуска через государственную границу в Караозеке.
Стоп. Этого проверяем
Сев в автомобиль с подписью «Таможня», через тридцать минут редакция «АиФ-Астрахань» оказалась на трассе Р-22. В этот день жара стояла на максималках, но сотрудников Астраханской таможни это ничуть не смутило. Привыкшие работать в офисах под сплит-системой, мы решили не выдавать своих настоящих эмоций.
Вопреки нашим ожиданиям, палочка таможенника работает не на всех. Машины останавливают по выборочному принципу.
«Оформление каждого транспортного средства занимает определенное время. Если начать останавливать каждое транспортное средство, создастся автоматически огромная очередь. Поэтому основное внимание уделяется транспортным средствам с иностранными номерами. А при осмотре на особом контроле также товары, подлежащие маркировке», — объяснил «АиФ в Астрахани» начальник отдела контроля за ввозом и оборотом товаров Астраханской таможни Арман Имашев.
И вот остановился первый автомобиль. Несколько пар любопытных глаз с камерами и диктофонами пошли записывать первого героя. Мужчину это ничуть не смутило. В кузове оказалась газировка, документы проверили и отпустили, пожелав удачной дороги.
«Каждый водитель транспортного средства – это человек, в первую очередь, и он реагирует по-разному, — поделился Арман Васильевич, отвечая на наш вопрос, насколько его служба опасна и трудна, даже если под ногами не мешается медиабратия, — Задача инспектора, который останавливает транспортное средство и общается с проверяемым лицом, по возможности быть немного психологом и как-то правильно себя вести. Надо корректно и правильно объяснить человеку цель нашей проверки документов и товаров и создать более-менее спокойную обстановку. Мы все знаем, когда любой человек, например, подъезжает к посту ДПС, он внутри себя переживает, даже если не везет ничего запрещенного. Так же и здесь, водитель, который подъезжает, если его останавливает сотрудник контролирующего органа, он тоже все равно немного напрягается».
Носы, которые не подведут
А где же собачки, спросили мы, и из машины появился бежевый лабрадор по кличке Карри. Как сообщил главный государственный таможенный инспектор Астраханской таможни Сергей Викарев, Карри – его третий пёс и самый лучший и титулованный экземпляр из всех. Первые два ушли на пенсию и уехали жить к маме в деревню. А пенсионный возраст у служебных собак начинается с 8 лет.
Почему именно лабрадоры?
«С ними проще работать. Немецкие овчарки – они ближе к работе по задержанию. У лабрадоров же хорошо развит нюх, они постоянно в поиске. А еще у этой породы очень покладистый характер», — ответил главный государственный таможенный инспектор Астраханской таможни Сергей Викарев.
Всего в таможенной службе работает 13 собак. Все они раз в полгода проходят медицинский осмотр, сидят на правильном питании и живут в питомнике – собственность Астраханской таможни.
Что касается наркотиков, то собаки их не употребляют и не нюхают – для этого у кинолога есть баночки с имитаторами.
Посмотрев на ещё несколько удивленных водителей, некоторые из которых не очень хотели, чтобы объектив камеры попадали к ним в кузов, погладив Карри, которая своим носом сама давала понять, что должен сделать своей рукой человек, стоящий рядом с ней, мы поехали в редакцию. Всё-таки удивительна профессия журналиста. Она позволяет оказаться там, где обычному человеку вход запрещён.
Спасибо вам, Астраханская таможня, за возможность прикоснуться к недоступному. И мы сейчас не про банки с имитированными запахами наркотиков. С юбилеем!