Первые дни года омрачила трагедия: 2 января около 5 утра в Рязанской области на 277-м км автодороги «Каспий» произошло смертельное ДТП. Пассажирский автобус, следовавший из Москвы в Астрахань, врезался в опору железнодорожного моста. Погибли четверо наших земляков. «АиФ»-Астрахань» разбирался в причинах случившегося.
Почему автобус?
В салоне в момент аварии находилось 52 человека, он был полон. Нам удалось поговорить с Ириной — пассажиркой того самого автобуса. Она с 14-летней дочерью ехала в Астрахань из Москвы, где гостила у родственников. Дома её ждали муж и младший сын.
По словам женщины, она не рассматривала другой вид транспорта: автобус — наиболее приемлемый по цене вариант. Билеты на него обошлись в 4500 руб. на двоих. На самолёте, по словам Ирины, пришлось бы отдать по 6 тыс. руб. за каждого, то есть почти в три раза больше. К тому же стоимость авиаперелётов в праздники повышается, да и билеты надо брать заранее.
Что касается поезда, то там самые дешёвые билеты — от 3000 руб., но этот рейс отправляется посреди ночи. В более удобном «Лотосе» в плацкарте цены начинались с 5000 руб.
«Когда случилась авария, среди груды чужих вещей нашла свою сумку, оттуда вывалились вещи, — вспоминает Ирина. — Картина была жуткая. Когда вылезала из салона, рядом лежал труп водителя. До сих пор в глазах стоит...».
По её словам, за несколько минут до столкновения кто-то из мужчин сделал водителю замечание, что он едет слишком быстро. Но ответа не было. «Может, водитель и вправду уснул? — размышляет Ирина. — Сейчас уже никто не узнает, как было на самом деле».
Она и её дочь, к счастью, отделались ушибами и от госпитализации отказались. Сейчас они, по словам женщины, каждый день благодарят Бога, что им достались места не в начале салона, а в конце. Ведь все погибшие сидели рядом с водителем.
13 пассажирам потребовалась срочная госпитализация. Их на скорой увезли в больницу Рязани. Сейчас двое пострадавших переведены на лечение в медучреждения Астрахани. Всего в ДТП пострадали 22 человека, пятеро погибли. Четверо из них — астраханцы. Самой молодой жертвой стала 22-летняя девушка.
И всё равно астраханцы продолжают массово ездить на столицу именно в автобусах. «Почему люди выбирают автобус среди других видов транспорта — очевидно. Это быстрый и наиболее дешёвый вариант. Самолётом дорого, поездом долго», — пояснили нашему изданию в региональной ассоциации пассажирских автоперевозок.
Кто виноват?
Есть и другой вопрос: насколько обеспечена безопасность пассажиров во время автоперевозок? После аварии было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). Задача следствия — установить, соответствовали ли условия перевозки пассажиров нормам. Окончательно говорить о причинах происшествия можно будет после проведения ряда экспертиз, которые уже назначены, отмечают в Следственном комитете.
Глава общественной организации «Автоперевозчик» Алексей Фомичев: «Я не утверждаю, что в данном случае водитель уснул, но такое бывает достаточно часто. С каждым годом в стране в целом растёт количество ДТП на пассажирском транспорте по причине того, что водители засыпают за рулём. К сожалению, несмотря на штрафные санкции, владельцы компаний-перевозчиков до сих пор недостаточно ответственно подходят к оснащению транспортных средств тахографами, считая расходы на их установку дополнительным бременем, а контроль режима труда и отдыха — излишней мерой. А водители на грузовых и пассажирских перевозках полагают, что если ездить менее девяти часов в день, то работать невыгодно».
Пока версии две: водитель уснул за рулём или же он просто не справился с управлением, возможно, превысив скорость на скользкой трассе. Если подтвердится факт того, что водитель уснул, перевозчик будет отвечать на ряд вопросов. Главный из которых: был ли водитель бодрым и отдохнувшим, когда перед дорогой сел за руль, как положено по нормам? К слову, в салоне находился второй водитель.
В региональном УМВД гражданам, которые собираются отправиться в междугороднюю поездку на автобусе, советуют серьёзнее подходить к выбору перевозчика, обращать внимание на внешнее состояние автобуса, наличие и исправность ремней безопасности, поведение водителя, наличие у него сменщика. В случае любых несоответствий жаловаться по телефонам автотранспортного предприятия, которые должны быть указаны в салоне автобуса. Если предприятие не реагирует на жалобы, то нужно обратиться в Ространснадзор.
Что ждёт остальных пассажиров рейса? Им должны выплатить страховку. В РФ действует закон «Об обязательном личном страховании пассажиров», согласно которому транспортные предприятия оформляют для всех страховые полисы. Потому компенсации за травмы и порчу имущества будет осуществлять не компания, перевозившая пассажиров, а страховая организация. Но компенсировать потери тех, кто утратил в этом ДТП близких, уже не удастся никак.