Переселение из аварийного фонда, дефицит воды в период половодья, ситуация с коронавирусом — эти и другие темы обсудили 18 января в Кремле президент Владимир Путин и губернатор области Игорь Бабушкин. Что это было — отчётный визит или встреча, которая поможет решить застарелые проблемы региона? Разбирался «АиФ Астрахани».
Что осталось за кадром?
Как правило, формат таких встреч традиционен: губернатор докладывает о главных проблемах, а потом просит президента помочь их решить. Как правило, всё упирается в средства, но один из самых острых для нашего региона вопросов с финансами напрямую не связан.
Речь идёт об оздоровлении Волги и сохранении особого режима сброса воды в период паводка. Из-за неравномерных сбросов воды с Волжской ГЭС страдает экологическая система региона, а также жители. Сокращается популяция рыбы, наблюдаются перебои с водоснабжением, встают паромные переправы.
Этот вопрос Игорь Бабушкин на встрече поднимал, однако в официальной расшифровке Кремля он отражён не был, и о самой теме общественность узнала со страницы губернатора в соцсети. Получит ли регион право на особый порядок сброса воды с Волжской ГЭС, так и осталось загадкой. Официального ответа Москвы пока нет, но многие эксперты уже высказались по этому поводу.
Они единодушны во мнении, что пока мы не уйдём от зависимости от гидроэлектростанций, ничего к лучшему для экологии и экономики области не изменится. «Да, губернатор обозначил проблему, которая уже принимает катастрофический характер, — даёт свою оценку ситуации экозащитник, общественный деятель Мадина Магамедгазиева. — Но вряд ли наверху ею будут заниматься, так как энергетики имеют свои интересы в этом плане. Это деньги, и пусть в Астрахани хоть вся вобла вымрет, деньги будут в приоритете».
По мнению экологов, чтобы улучшить ситуацию с экологией и рыбными запасами, надо не только ждать больших сбросов. В частности, надо заниматься проблемой западно-подстепных ильменей, где в период половодья массово гибнет рыба. Хозяйствующие субъекты ставят заглушки, используют ильмени по своему усмотрению (например, для полива полей), а во многие вода вообще не доходит.
Политтехнолог Александр Васильев: «Многое, конечно осталось за кадром, но всё же, думаю, конкретные результаты от встречи в Кремле будут. Это прежде всего финансирование работ в порту Оля и на Волго-Каспийском судоходном канале. Правда, что касается последнего, дело не только в деньгах, здесь нужен контроль. Например, долгое время не вывозится грунт, который поднимают со дна канала. Он просто складируется неподалёку, на берегу. В итоге происходит заиливание канала, а это неправильно. Насчёт воды, сбросов с Волгограда — здесь ситуация не поменяется. Энергетики как рулили, так и будут рулить, к сожалению».
Кстати, учёные выяснили, что пересохшие ильмени являются источником возникновения пыльных бурь, которые в прошлом году несколько раз накрывали регион. Так что решить проблему надо комплексно, иначе мы будем не только искусственно воспроизводить осетровых и даже воблу (в области пытаются запустить и такой проект), но и частик, который раньше считался «несерьёзной рыбой», вроде тарани или буффало.
Вся надежда на «Петра»
На встрече с президентом губернатор сообщил и о ситуации с ветхим фондом, которого, по оценкам главы государства, у нас «многовато». Программа переселения идёт, но медленно. Строители не успевают возводить многоэтажки, хотя и работают с опережением графика.
В этом году планируется расселить людей с 38 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья. Но этого мало: так, только в 2019 г. Генеральная прокуратура выявила у нас ещё 250 тыс. кв. м аварийного жилья — это плюс 18 тыс. человек. Их должны расселить в 2023 г.
Ещё один больной вопрос, который рассмотрели на встрече, — это организация круизного сообщения по Каспию. Сейчас его просто нет.
Попытку наладить круизный туризм предприняло в 2007 г. региональное министерство экономического развития. Пилотный рейс из Астрахани в порт Актау сделал теплоход «Мария Ермолова». Хотели ещё зайти в Иран, но техническое состояние теплохода, построенного ещё в 70-е годы, вызвало опасения.
В итоге это был первый и последний круиз по Каспию. Теплоход благополучно развалился, прибыв в Астрахань, идея потеряла смысл (судов нет), но не потеряла актуальность.
Игорь Бабушкин доложил президенту, что в круизном туризме по Каспию заинтересована не только наша область, но и Казахстан, Туркменистан и Азербайджан — страны Прикаспия, которые могли бы стать отличными точками турмаршрута.
Возможно, ситуация сдвинется с мёртвой точки, когда на астраханской верфи в мае 2022 г. сдадут наконец круизный лайнер «Пётр Великий». Это судно мирового уровня, такие не строились в стране уже несколько десятков лет.
Наконец, были на встрече и вопросы, которые президент решил сразу: Астрахани было решено присвоить звание города трудовой доблести, а в порту Оля — начать строительство грузового терминала.