Кремль Астрахани поможет. Но рыбы больше не станет

На встрече с президентом решено начать строительство грузового терминала в порту Оля © / Управление пресс-службы и информации администрации губернатора Астраханской области

Переселение из аварийного фонда, дефицит воды в период половодья, ситуация с коронавирусом — эти и другие темы обсудили 18 января в Кремле президент Владимир Путин  и  губернатор области Игорь Бабушкин. Что это было — отчётный визит или встреча, которая поможет решить застарелые проблемы региона? Разбирался «АиФ Астрахани».

   
   

Что осталось за кадром?

Как правило, формат таких встреч традиционен: губернатор докладывает о главных проблемах, а потом просит президента помочь их решить. Как правило, всё упирается в средства, но один из самых острых для нашего региона вопросов с финансами напрямую не связан. 

Речь идёт об оздоровлении Волги и сохранении особого режима сброса воды в период паводка. Из-за неравномерных сбросов воды с Волжской ГЭС страдает экологическая система региона, а также жители. Сокращается популяция рыбы, наблюдаются перебои с водоснабжением, встают паромные переправы. 

Этот вопрос Игорь Бабушкин на встрече поднимал, однако в официальной расшифровке Кремля он отражён не был, и о самой теме общественность узнала со страницы губернатора в соцсети. Получит ли регион право на особый порядок сброса воды с Волжской ГЭС, так и осталось загадкой. Официального ответа Москвы пока нет, но многие эксперты уже высказались по этому поводу.

Они единодушны во мнении, что пока мы не уйдём от зависимости от гидроэлектростанций, ничего к лучшему для экологии и экономики области не изменится. «Да, губернатор обозначил проблему, которая уже принимает катастрофический характер, — даёт свою оценку ситуации  экозащитник, общественный деятель Мадина Магамедгазиева. — Но вряд ли наверху ею будут заниматься, так как энергетики имеют свои интересы в этом плане. Это деньги, и пусть в Астрахани хоть вся вобла вымрет, деньги будут в приоритете». 

По мнению экологов, чтобы улучшить ситуацию с экологией и рыбными запасами, надо не только  ждать больших сбросов.  В частности, надо заниматься проблемой западно-подстепных ильменей, где в период половодья массово гибнет рыба. Хозяйствующие субъекты ставят заглушки, используют ильмени по своему усмотрению (например, для полива полей), а во многие  вода вообще не доходит.

Политтехнолог Александр Васильев: «Многое, конечно осталось за кадром, но всё же, думаю, конкретные результаты от встречи в Кремле будут. Это прежде всего финансирование работ в порту Оля и на Волго-Каспийском судоходном канале. Правда, что касается последнего, дело не только в деньгах, здесь нужен контроль. Например, долгое время не вывозится грунт, который поднимают со дна канала. Он просто складируется неподалёку, на берегу. В итоге происходит заиливание канала, а это неправильно. Насчёт воды, сбросов с Волгограда — здесь ситуация не поменяется. Энергетики как рулили, так и будут рулить, к сожалению».
   
   

Кстати, учёные выяснили, что пересохшие ильмени являются источником возникновения пыльных бурь, которые в прошлом году несколько раз накрывали регион.  Так что решить проблему надо комплексно, иначе мы будем не только искусственно воспроизводить осетровых и даже воблу (в области пытаются запустить и такой проект), но и частик, который раньше считался «несерьёзной рыбой», вроде тарани или буффало.

Вся надежда на «Петра»

На встрече с президентом губернатор сообщил и о ситуации с ветхим фондом, которого, по оценкам главы государства, у нас «многовато». Программа переселения идёт, но медленно. Строители не успевают возводить многоэтажки, хотя и работают с опережением графика. 

В этом году планируется расселить людей с 38 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья. Но этого мало: так, только в  2019 г.  Генеральная прокуратура выявила у нас ещё  250 тыс. кв. м аварийного жилья — это плюс 18 тыс. человек. Их должны расселить в 2023 г. 

Ещё один больной вопрос, который рассмотрели на встрече, — это  организация круизного сообщения по Каспию. Сейчас его просто нет.

Попытку наладить круизный туризм предприняло в 2007 г. региональное министерство экономического развития. Пилотный рейс  из Астрахани в порт Актау сделал теплоход «Мария Ермолова». Хотели ещё зайти в Иран, но  техническое состояние теплохода, построенного ещё в 70-е годы, вызвало опасения.

В итоге это был первый и последний круиз по  Каспию. Теплоход благополучно развалился, прибыв в Астрахань, идея потеряла смысл (судов нет), но не потеряла актуальность. 

Игорь Бабушкин доложил президенту, что в круизном туризме по Каспию заинтересована не только наша область, но и Казахстан, Туркменистан и Азербайджан — страны Прикаспия, которые могли бы стать отличными точками турмаршрута.

Возможно, ситуация сдвинется с мёртвой точки, когда на астраханской верфи в мае 2022 г. сдадут наконец круизный лайнер «Пётр Великий». Это судно мирового уровня, такие не строились в стране уже несколько десятков лет.

Наконец, были на встрече и вопросы, которые президент решил сразу: Астрахани было решено присвоить звание города трудовой доблести, а  в порту Оля — начать строительство грузового терминала.