Одним из главных последствий введённых против нашей страны санкций является необходимость перестроить всю логистическую систему. Процесс для России болезненный, но наш регион он может вывести на новые позиции на геополитической карте страны, а также дать толчок развитию экономики области и повысить доходы её жителей. Насколько реальны такие перспективы?
Принимаем груз на себя
Сейчас по известным причинам Европа закрыта для транзитных грузов РФ. Как восстановить грузооборот и задействовать в нём астраханские порты? Ведущие эксперты, учёные, предприниматели, чиновники обсуждали эти и другие вопросы в рамках международной конференции «Транспортная логистика Каспийского региона», которая проходила в Астрахани 26-27 апреля.
В качестве морских ворот сейчас у России остался только Дальний Восток, остальные порты заблокированы. Кроме того, прямое железнодорожное сообщение с Китаем. И вот в этих непростых условиях Астраханская область может взять на себя часть грузопотока.
Инфраструктурный потенциал для этих целей в регионе есть, заявили участники конференции. Вот лишь одна цифра: сейчас возможности перевалки грузов через порты, расположенные в Каспийском море, используются только на 20%! Об этом сообщил экономический советник по международным делам вице-президента Исламской Республики Иран Гешлаги Телебпур.
В региональном министерстве промышленности, в свою очередь, также отметили, что Каспий фактически имеет возможность перевалки грузов в объеме около 135 млн тонн в год, но в настоящий момент осваивает только 30 млн тонн. Например, из 12 причалов порта Оля в настоящее время используется лишь семь. Объём перевалки грузов в 2016 году составил 261,9 тыс. тонн. Это один из наименьших показателей среди российских портов Каспийского бассейна.
Между тем в мировой практике до 10 млрд тонн грузов доставляются именно морским путём из-за низкой цены таких перевозок. Среди плюсов морского порта Астрахань выделяют имеющиеся соединения с Балтийским, Чёрным и Средиземным морями через внутренние водоёмы страны.
Что планируют перевозить? Основная ставка делается на экспорт ряда сельскохозяйственных товаров. Так, в прошлом году через порт было отгружено более 60% всего российского зерна, транспортируемого в Иран через Каспийский регион.
В чём выгода?
Ещё в апреле 2020 года Минэкономразвития России поддержало предложения Астраханской области об объединении портовой зоны в Каспийский кластер с существующей промышленной особой экономической зоной «Лотос» (Наримановский район). Предполагается, что объединённый кластер станет грузовой базой международного транспортного коридора «Север — Юг» с единой управляющей компанией.
Общественный деятель, политолог Александр Васильев: «Прежде всего мы сейчас можем рассчитывать на торговлю с Ираном, но это не транзит, а непосредственные поставки в регион. Перспективы увеличения транзита через порты области связаны с наращиванием экспорта из РФ, прежде всего продовольственного. Что касается входящего грузопотока, то в рамках разрешённого правительством РФ параллельного импорта можно ожидать поставок товаров тех брендов, которые приостановили сотрудничество с нашей страной. Это техника, автомобили и другие непродовольственные товары из Индии, ОАЭ, Северо-Восточной Африки, Сомали, Мозамбика. Но для эффективной работы по этим направлениям нужно проработать некоторые важные вопросы, в том числе инфраструктуру астраханских портов».
«Этот транспортный коридор — важный мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов из стран Азии в Европу через Россию. Он свяжет Россию, Азербайджан, Иран и Индию», — отметили эксперты на форуме. Они уверены: торговое могущество нашей страны будет прирастать в том числе и за счёт астраханских портов.
Что от этого выиграют жители? Работа портов потребует создания новых рабочих мест, а также квалифицированных кадров. Рост объёмов морских грузоперевозок приведёт к развитию судостроения, при этом значимая роль отводится судостроительным и судоремонтным предприятиям Астраханской области. Их планируется задействовать при строительстве современного флота.
Всё это означает возможный дополнительный приток инвестиций — как частных средств, так и из федерального бюджета. От области требуется главное — не упустить шанс.