В конце прошлой и начале этой недели внимание всех транспортных компаний страны было приковано к Астраханской области.
С визитом к нам прибыл министр транспорта РФ Виталий Савельев, который ясно дал понять: Прикаспийский регион становится одной из главных надежд страны на прорыв логистической блокады.
Дорога жизни
Савельев не скрывал: ситуация серьёзная. По его словам, санкции поломали всю логистику в стране.
«Мы вынуждены сегодня искать новые логистические коридоры», — заявил глава Минтранса.
В этом плане главная надежда — это международный транспортный коридор «Север — Юг», частью которого являются три прикаспийских порта, из которых два, Астрахань и Оля, относятся к нашему региону.
Стоит вспомнить, что когда сама идея МТК только возникла (а соглашение подписали ещё в 1999 г.), мало кто мог предположить, что этот коридор станет для страны в будущем своего рода экономической дорогой жизни.
Вообще «Север — Юг» был задуман для транспортировки контейнеров по маршруту Шри-Ланка — Индия — Иран — Каспийское море — Россия. Нетрудно увидеть, что здесь заявлены те партнёры, которые в те времена не были для нас самыми важными, зато сейчас на них возлагаются большие надежды.
Регион из южного захолустья может превратиться в зону ускоренного экономического развития.
И сначала коридор вроде бы заработал: так, с 2000 по 2002 года здесь были переправлены сотни индийских контейнеров. Но потом начались технические сложности, и, например, перевозку контейнеров из Индии через Астрахань заморозили.
Тем не менее проект оставался привлекательным, со временем к нему присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман, Сирия. Но в тот момент было много других путей и проектов, а также направлений для контейнерных перевозок, и «Север — Юг» не считался приоритетным.
А вот сейчас нет ни путей, ни контейнеров, ни прежних партнёров, но именно за счёт крайне сложной ситуации Астраханская область получила такой шанс на развитие, которые может не выпасть и за сто лет.
Что это за шанс, можно понять, если просто проследить географию поездок главы Минтранса по нашей области. Там, где проехал министр вместе с губернатором Игорем Бабушкиным, находятся точки будущего роста, сюда следует ожидать притока инвестиций.
А побывал министр в портах Оля и Астрахань, на Новом мосту и в международном аэропорту «Астрахань» им. Б. М. Кустодиева, а также на посту пропуска Караузек на границе с Казахстаном (это государство крайне заинтересовано в перевозке через «Север — Юг» зерна).
Все пункты, которые посетил министр, реконструируют, порты модернизируют, всю необходимую инфраструктуру создадут в сжатые сроки. А это означает создание новых рабочих мест и увеличение поступлений в бюджет. В конечном итоге регион из южного захолустья может превратиться в зону ускоренного экономического развития.
Министр транспорта РФ Савельев: «Мы сегодня осмотрели в Астраханской области практически все ключевые объекты инфраструктуры, которые требуют финансовых вложений и участия федерального центра. Развивать их необходимо, особенно в условиях санкций, и мы обязаны найти альтернативные логистические маршруты. Один из них — международный транспортный коридор «Север — Юг», в рамках которого большую роль играет каспийское направление, включающее в том числе три порта — Оля, Астрахань и Махачкала. Очень важен и пункт пропуска Караузек, и мы сделаем всё, чтобы завершить объект в срок. Средства на его реконструкцию есть».
Но предстоит решить и ещё один вопрос первостепенной важности, и этим уже занимаются — речь идёт о дноуглубительных работах на Волго-Донском канале, без которых суда просто не смогут проходить по новому транспортному коридору.
Каспийское море мелеет, из-за чего грузовые суда регулярно садятся на мель. Из-за низкого уровня воды не могут развиваться и порты.
С дноуглубительными работами тоже не всё так просто: например, из-за отказа американской и европейских компании РФ вынуждена приостановить такие работы в Арктике. Астраханской области опять повезло, сюда для дноуглубления собирается прийти китайская компания. Условие стоит — довести глубину канала до 4,5 метров.
Работы очень масштабные, вести их, по словам губернатора, будут до конца 2023 года.
«Это позволит судам с большей вместимостью груза заходить в наши порты. Соответственно, мы ожидаем значительного увеличения грузопотока», — сообщил Игорь Бабушкин.
Губернатор рассказал и о ещё более далеко идущих планах, касающихся строительства северного обхода Астрахани. Это также часть МТК «Север — Юг». Обход сократит путь через Волгу в два раза, а улицы Астрахани будут освобождены от транзитного транспорта.