Примерное время чтения: 4 минуты
184

По суше и по морю. Что даст области транспортный коридор «Север — Юг»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Астрахань № 21 25/05/2022

В конце прошлой и начале этой недели внимание всех транспортных компаний страны было приковано к Астраханской области.

С визитом к нам прибыл министр транспорта РФ Виталий Савельев, который ясно дал понять: Прикаспийский регион становится одной из главных надежд страны на прорыв логистической блокады.

Дорога жизни

Савельев не скрывал: ситуация серьёзная. По его словам, санкции поломали всю логистику в стране.

«Мы вынуждены сегодня искать новые логистические коридоры», — заявил глава Минтранса.

В этом плане главная надежда — это международный транспортный коридор «Север — Юг», частью которого являются три прикаспийских порта, из которых два, Астрахань и Оля, относятся к нашему региону.

Стоит вспомнить, что когда сама идея МТК только возникла (а соглашение подписали ещё в 1999 г.), мало кто мог предположить, что этот коридор станет для страны в будущем своего рода экономической дорогой жизни.

Вообще «Север — Юг» был задуман для транспортировки контейнеров по маршруту Шри-Ланка — Индия — Иран — Каспийское море — Россия. Нетрудно увидеть, что здесь заявлены те партнёры, которые в те времена не были для нас самыми важными, зато сейчас на них возлагаются большие надежды.

Регион из южного захолустья может превратиться в зону ускоренного экономического развития.

И сначала коридор вроде бы заработал: так, с 2000 по 2002 года здесь были переправлены сотни индийских контейнеров.  Но потом начались технические сложности, и, например, перевозку контейнеров из Индии через Астрахань заморозили.

Факт:
МТК «Север — Юг» должен связать страны Балтии с Индией через Иран. По сравнению с маршрутом через Суэцкий канал он сократит путь грузоперевозок вдвое, снизит стоимость контейнеров. Протяжённость международного транспортного коридора составит 7,2 тыс. км.

Тем не менее проект оставался привлекательным, со временем к нему присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман, Сирия. Но в тот момент было много других путей и проектов, а также направлений для контейнерных перевозок, и «Север — Юг» не считался приоритетным.

А вот сейчас нет ни путей, ни контейнеров, ни прежних партнёров, но именно за счёт крайне сложной ситуации Астраханская область получила такой шанс на развитие, которые может не выпасть и за сто лет.

Что это за шанс, можно понять, если просто проследить географию поездок главы Минтранса по нашей области. Там, где проехал министр вместе с губернатором Игорем Бабушкиным, находятся точки будущего роста, сюда следует ожидать притока инвестиций.

А побывал министр в портах Оля и Астрахань, на Новом мосту и в международном аэропорту «Астрахань» им. Б. М. Кустодиева, а также на посту пропуска Караузек на границе с Казахстаном (это государство крайне заинтересовано в перевозке через «Север — Юг» зерна).

Все пункты, которые посетил министр, реконструируют, порты модернизируют, всю необходимую инфраструктуру создадут в сжатые сроки. А это означает создание новых рабочих мест и увеличение поступлений в бюджет. В конечном итоге регион из южного захолустья может превратиться в зону ускоренного экономического развития.

Министр транспорта РФ Савельев: «Мы сегодня осмотрели в Астраханской области практически все ключевые объекты инфраструктуры, которые требуют финансовых вложений и участия федерального центра. Развивать их необходимо, особенно в условиях санкций, и мы обязаны найти альтернативные логистические маршруты. Один из них — международный транспортный коридор «Север — Юг», в рамках которого большую роль играет каспийское направление, включающее в том числе три порта — Оля, Астрахань и Махачкала. Очень важен и пункт пропуска Караузек, и мы сделаем всё, чтобы завершить объект в срок. Средства на его реконструкцию есть».

Но предстоит решить и ещё один вопрос первостепенной важности, и этим уже занимаются — речь идёт о дноуглубительных работах на Волго-Донском канале, без которых суда просто не смогут проходить по новому транспортному коридору.

Каспийское море мелеет, из-за чего грузовые суда регулярно садятся на мель. Из-за низкого уровня воды не могут развиваться и порты.

С дноуглубительными работами тоже не всё так просто: например, из-за отказа американской и европейских компании РФ вынуждена приостановить такие работы в Арктике. Астраханской области опять повезло, сюда для дноуглубления собирается прийти китайская компания. Условие стоит — довести глубину канала до 4,5 метров.

Работы очень масштабные, вести их, по словам губернатора, будут до конца 2023 года.

«Это позволит судам с большей вместимостью груза заходить в наши порты. Соответственно, мы ожидаем значительного увеличения грузопотока», — сообщил Игорь Бабушкин.

Губернатор рассказал и о ещё более далеко идущих планах, касающихся строительства северного обхода Астрахани. Это также часть МТК «Север — Юг». Обход сократит путь через Волгу в два раза, а улицы Астрахани будут освобождены от транзитного транспорта.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое читаемое

Самое интересное в регионах