Только ленивый не ругал в Астрахани маршрутные такси: и машины старые, и водители грубые, и ездить по правилам не умеют. И вот дождались: маршрутчики массово закрывают бизнес.
Почему это только ухудшает ситуацию с общественным транспортом в Каспийской столице, разбирался «АиФ»-Астрахань».
Тотальное сокращение
70 перевозчиков с начала этого года прекратили работу. Это каждый пятый предприниматель, занимавшийся ранее пассажирскими перевозками по городу и области. В итоге на некоторых маршрутах сложилась без преувеличения катастрофическая ситуация.
Например, на маршруте № 14 стало на четыре «газели» меньше, а на № 13с число машин снизилось и вовсе на 14. Также заметно поубавилось маршруток, идущих из Зацаревья: № 17, 11 и 11с.
Одна из причин такого сокращения — отсутствие чётких маршрутных схем в городе. «На один маршрут выезжает параллельно шесть-семь машин сразу, — рассказывает бывший предприниматель — перевозчик Егор Вавилов. — Это было крайне невыгодно. В день прибыль составляла 1,5-2 тыс. руб. при условии работы с 6 утра до 9 вечера. К тому же штрафовали за всё подряд. Я закрыл бизнес в декабре прошлого года, продал маршрутку и перекрестился».
Ещё одна причина сокращения количества маршруток — резкое подорожание газового топлива. Так стремительно цены на него в нашей области ещё не повышались.
В этом году сначала газовое топливо подорожало на два рубля за литр, с 1 марта — ещё на 30 копеек. Сейчас стоимость пропан-бутана на местных газовых заправках достигла исторического рекорда в 26 рублей 90 копеек за литр. Не удивительно, что предприниматели, владеющие «газелями» и прочими автобусами малой вместимости, массово прекращают свою деятельность. Тарифы на подавляющем большинстве маршрутов сейчас не регулируются властями — предприниматели вправе устанавливать их самостоятельно. Но в данной ситуации это не выход.
«Если поднимать цену на проезд, то пассажиру легче вызвать такси, — подсчитывает владелец пассажирской «газели» маршрута № 18 Рудольф Жалилов. — Сейчас проезд стоит 25 рублей с человека. Если едут двое — уже 50, а такси по городу можно вызвать за 70-80 рублей».
Альтернативы нет?
Головная боль для частных перевозчиков — это и новые технические требования. С 1 января маршрутки необходимо оснастить кассовыми аппаратами, системой ГЛОНАСС, городские — ещё и тахографами. Дополнительные расходы больно бьют по карману предпринимателей. Осуществить такие затраты при имеющемся доходе очень проблематично, в один голос заявляют предприниматели. Легче закрыть бизнес.
«Я ещё держусь, но многие мои знакомые позакрывались, кто-то занялся грузоперевозками, кто-то вообще уехал на заработки на вахту в Москву — надо отдавать кредиты, многие брали их, чтобы развивать бизнес», — говорит владелец двух «газелей» маршрутов № 28 и 90 Виктор Сальников.
В общем, как бы мы ни ругали маршрутные такси, но если они уйдут с рынка пассажирских перевозок, городу грозит транспортный коллапс. Ведь городские власти не предлагают никакой альтернативы маршрутным такси. А автобусы в городе ходят всего по нескольким маршрутам (преимущественно № 25 и 30).
Уже сейчас есть районы города, куда добраться просто невозможно, например, Тополиная Роща или Старая Кучергановка. Сюда не едет ни одна маршрутка, что уж говорить об автобусах. А ещё Астрахань — тот редкий город, в котором от аэропорта не идёт ни один автобус. Только по этому факту можно судить о хаосе пассажирских городских перевозок.
Кстати, когда к нам три года назад пришли московские автобусы (это был дар столицы России), губернатор области пообещал и вторую их партию. Но идея так и не реализовалась...
Напомним: вопрос о возрождении городского общественного транспорта недавно обсуждали в мэрии. Глава Астрахани Мария Пермякова сообщила, что в рамках научно-исследовательских работ специалисты разработали рациональную маршрутную схему городского транспорта, и что на улицу планируют вывести новые автобусы.
Это из разряда плюсов, а вот к минусам надо отнести то, что, во-первых, пока нет ясности — а где же взять эти самые автобусы? Во вторых, как отметила Пермякова, «такая работа — дело не одного дня». Она выразила надежду, что до конца года новую схему запустят. Но, как видим, точной даты не обозначено, да и «до конца года» — срок немалый. А передвигаться людям надо каждый день, здесь и сейчас. И они очень устали ждать…
Заместитель председателя Общественного совета по городскому транспорту г. Астрахани Дамир Булатов:
«Из-за закрытия Милицейского моста перевозки в район Зацаревья стали убыточными. Время в пути выросло на сорок минут, а то и на час. Также перевозчиков подкосили пандемия и самоизоляция. Пассажиропоток упал, с соблюдением дистанции в полтора метра в салоне приходилось возить по четыре-пять человек. Доходы резко снизились. Несмотря на то, что ограничения были сняты, многие предприниматели так и не смогли восстановиться. Я постоянно общаюсь с перевозчиками, по моей информации, 40-50% намерены закрыться. Останутся только самые востребованные маршруты».