Сегодня, 5 октября, отмечается Международный день учителя. «АиФ-Астрахань» решил поговорить с представителем этой замечательной профессии. Мы узнали, как меняется отношение родителей после выхода учителя на пенсию, что нужно современным детям и почему образование претерпевает регресс.
А кем ты станешь, когда вырастешь? Этот вопрос, кажется, задавали каждому из нас с раннего детства. Мы представляли себя врачами, космонавтами, балеринами. Многие твердо решали, что будут учить детей новым знаниям. Но тогда, играя в учителей, мы не думали, что это может быть сложно, ответственно, а иногда даже опасно. Сегодня «АиФ-Астрахань» делится с вами диалогом с Людмилой Петровной.
На протяжении 45 лет астраханка работала учительницей математики в школах Камызякского района. Но даже выйдя на пенсию восемь лет назад, Людмила Петровна не смогла бросить любимое дело.
С чего все начиналось?
Учить детей знаниям - дело нелегкое. Особенно, если перед вами сидит целый класс, которому нужно объяснить новую тему. И не просто объяснить, а сделать так, чтобы каждый ребенок понял материал. Именно поэтому первое, что мы узнали у Людмилы Петровны, так это ― почему же она решила стать учителем, и было ли когда-нибудь желание повернуть время вспять и изменить свой выбор.
«С детства играла в учителей, наверное, поэтому и выбрала эту профессию, ― признается собеседница. ― Мне она нравится и я ни капли не жалею о своем выборе. Просто для меня, кроме учительской профессии, никакой другой не существует».
Окончив школу, женщина поступила в Пединститут. После ее направили в школу в селе Увары Камызякского района. Отработав там три года, устроилась в образовательное учреждение города Камызяк, где осталась еще на 42 года. Вместе с Людмилой Петровной ребята с пятого по девятый класс обучались новым знаниям, теоремам, учили таблицу умножения и решали примеры. Кстати, классным руководителем женщина была на протяжении всей трудовой деятельности.
«Сколько всего классов было уже и не вспомнить.. но если за 45 лет, а у меня не было и года, чтобы без класса, то получается ― делим 45 на 4, наверное, выпусков 11 было. Кто ж считает-то? Я последних выпустила и на пенсию ушла», ― рассказала нам астраханка.
Всю свою жизнь, в прямом смысле этого слова, астраханка посвятила любимому делу. Даже уйдя на пенсию бросить его не смогла и до сих пор учит ребят математике. К тому же, многие родственники тоже выбрали профессию учителя. Дочь Людмилы Петровны, например, преподает информатику. А две тети учили детей в начальной школе.
Если перемены, то только в жизни
Мы не упустили возможности узнать, изменилась ли школьная программа, а также отношение учеников и родителей. Ответ собеседницы немного удивил.
По словам астраханки, особых перемен в программе нет, именно по части математики. Единственное, некоторые темы переходят из восьмого класса в девятый и наоборот. А так, все те же теоремы и правила.
«Различий между обучением в СССР и Россией, я думаю, нет. Ну какие различия? И тогда всяко было и сейчас. Все люди живые. Только сама жизнь меняется», ― делится с нами женщина.
Что же касается отношения учеников, то Людмила Петровна призналась ― теперь хорошо знает, какая она хорошая учительница.
«Иногда смеюсь сама с собой: сколько лет проработала ― была обыкновенная, а теперь вот такая хорошая стала.
Я думаю, просто разница есть, в школе учитель приходит в кабинет и у него сидит полный класс, все разные. За 40 минут нужно до всех довести то, что запланировал на сегодняшний день. Вот и все.
А сейчас: ко мне приходит ученик, сядет за стол ― он один. Все , что я говорю ― ребенок слушает, потому что больше никого нет. Потом он приходит домой и говорит: «Ух, какая она хорошая». Вот так и смеюсь иногда», ― рассказала, смеясь, астраханка.
А после продолжила: что ученики, что родители всегда относились к ней хорошо. Никто не огрызается, ребята все слушают, родители ― уважают. Но, разумеется, в глаза никто ничего плохого не скажет. Зато теперь родители жалуются на учителей ей, да и вообще, «столько всего говорят, что успевай слушать».
«Что говорят? Учителя, мол, не такие. Но, по-моему, они всегда были такие. Когда мы работали, нам в лицо, конечно, ничего не говорили плохого. А сейчас говорят, что в школе плохо, учителя плохие. Я думаю, что всю жизнь так было.
Учитель - он и есть учитель. Сейчас просто времена другие и в школе, и кругом. Дети разные. Раньше, знаете, уважение было, но оно может и сейчас есть, но меня там (в школе ― прим.ред.) нет», ― ответила Людмила Петровна на наш вопрос, что же рассказывают родители.
Дети все разные
И так было всегда, считает учительница математики. Что в СССР, что в России, были и сильные ученики, которым давалось все немного легче, чем другим, были и послабже. Ничего в этом, разумеется, страшного нет. Одни хотят учиться, другие особо не горят желанием. Всякое бывает.
«Когда я училась, думаете, все рвались в школу? Нет, конечно. Дети ― они и есть дети», ― сказала нам собеседница, отметив, что все зависит не от времени. Что тогда, что сейчас дети разные. А мнение о том, что раньше было лучше, ребята ответственнее относились к учебе ― априори не может быть верным. Все относиться одинаково не могли.
«Я помню, когда работала, принимала пятый класс. Дежурные всегда после уроков что делали? Мыли полы. А так как пятиклашки маленькие, я мыла с ними вместе. Так было принято.
А сейчас ребята заканчивают, и техслужащий моет за них. У нас тоже был техслужащий, но все равно ученики сами мыли. Убирались и ничего, живые были. А сейчас что? Заканчивают и отдыхают. Просто жизнь другая, наверное.. все иначе», ― добавила Людмила Петровна с легкой ноткой грусти в голосе.
Еще одним минусом, который беспокоит учительницу, стала тема таблицы умножения. Вспомните себя, как вы учили, сколько будет шестью шесть? Таблица должна была отскакивать от зубов да так, чтоб проснувшись ночью вы в полудреме ответили на этот вопрос не задумываясь. А сейчас, как рассказала нам астраханка, дети долго сидят и думают, сколько будет пятью пять, два на три или пятнадцать разделить на пять. Причина, по мнению Людмилы Петровны, в телефонах и компьютерах.
«Зачем что-то помнить наизусть? Задание дают, но дети вместо того, чтобы решать, залазят в телефон, находят ответ и дело с концом. Ну что теперь? Наверное, такая наша жизнь.
У нас раньше были спортивные секции, кружки разные. Куда-то надо было идти, чем-то заниматься, мы много читали. А сейчас компьютер да телефон», ― делится с нами собеседница.
Гимн, ОГЭ и полиция на экзаменах
Начнем, пожалуй, с первого пункта этого перечня. С недавних пор в школах появилось нововведение. Каждую неделю в образовательных учреждениях поднимается флаг Российской Федерации, а ученики поют гимн. По мнению Людмилы Петровны, это хорошо. Потому что в ребятах воспитывают чувство ответственности и патриотизма.
Относительно ОГЭ, астраханка призналась, что особо не успела прихватить это, пока преподавала в школе, однако сейчас готовит ребят к экзаменам.
«Но там обыкновенная программа, ничего такого сильно трудного не вижу. Экзамены - они и есть экзамены. Причем по математике задания разделены на две части. Первая ― для всех, там 19 заданий, а вторая ― для тех, кто чуть сильнее.
Плюс к этому, мы, например, когда оканчивали школу, сдавали экзамены, а потом шли в институт и там тоже сдавали. Теперь они один раз сдают и все», ― рассказала собеседница.
«По моему мнению, это лишнее. Во-первых, это недоверие к детям, ну и зачем нужно запугивать-то? Я считаю что тех ребят, которые идут на экзамен, надо поддерживать. Все же боятся: и мы, и они. Да и полиции там делать нечего, ― высказалась Людмила Петровна, но тут же добавила, ― Хотя сейчас, судя по нашей жизни, может полиция и нужна, чтобы охранять. Взять хотя бы ситуацию в Ижевске.. Жизнь другая. Только если с этой точки зрения нужна полиция. А вот микрофоны, камеры, которые ставят в кабинетах, я думаю, это лишнее».
Регресс образования
Один из самых важных, по нашему мнению, вопросов, звучал так: «Как вы считаете, сейчас образование претерпевает регресс или прогресс?». Ответ на него представим в полном формате.
«С моей точки зрения ― регресс, не прогресс. Почему? Потому что сейчас все решают деньги. У нас раньше слово «деньги» было какое-то стыдное. В институт поступали сами, туда, куда хотели. Если хотели, конечно.
Вот я по себе сужу, закончила школу ― пошла в пединститут. Родители даже не особо вдавались в подробности. Ни за один экзамен не платила, не с чего было. Потом три года отработала там, куда направили. Пешком ходила на работу и ничего.
А сейчас? А сейчас за деньги учатся. Ребенок должен сам учиться, и родители не должны лезть из кожи, работать на нескольких работах, чтобы заплатить за учебу, за экзамены. За деньги учиться ― это ведь не учеба совсем.
Я могу всё понять, но вот, например, врач за деньги ― какой он врач? Приходишь на прием, а он сидит и смотрит ― 40 уколов сделали, а боль все не проходит. Это что, врач? Поэтому и в больницу идти боюсь», ― поделилась с нами своим мнением Людмила Петровна.
И надо сказать, что не согласиться с ней нельзя. Времена меняются, и сейчас главное для многих ― деньги. Только недавно в пресс-службе прокуратуры появилась новость ― сотрудники уничтожили 22 свидетельства повара. Люди, которые их получили, не то, что экзамены не сдавали, они даже не учились по профессии.
Учиться, учиться и еще раз ― учиться
В заключение нашей беседы мы спросили у собеседницы: есть ли что-то, какой-то совет или напутствие для учеников?
«Как говорил Ленин ― учиться, учиться и еще раз учиться. Дети, если хотят куда-то поступать, должны знания иметь. Вот и все. Они должны учиться, а значит ― слушать внимательно. Ну и, конечно, задавать вопросы, если что-то непонятно. Без знаний сейчас никуда, увы. Плюс к этому, я думаю, что нужно уважать учителей», ― такими словами женщина закончила наш разговор.
А мы хотим добавить от себя: знания всегда важны и нужны. Точно так же, как важны учителя, которые помогают нам понять какие-то сложные темы. Сегодня, да и не только сегодня, мы хотим сказать им большое спасибо! Ведь времена меняются, а они остаются на страже знаний.