Что нового ждёт учеников и учителей в наступающем учебном сезоне, как он сложится и что волнует накануне 1 сентября родителей и педагогов? Вот что удалось узнать astrakhan.aif.ru.
Единое расписание и меньше контрольных
В предстоящем учебном сезоне 2025–2026 г. будет внедрено важное нововведение: единое расписание уроков для всех школ страны. Это означает, что программы и темпы изучения предметов станут более стандартизированными.
Также планируется введение новых предметов. Для учащихся 5–7 классов вместо обществознания появится «История родного края». «Духовно-нравственная культура России» заменит «Основы духовно-нравственной культуры народов России». На уроках будут обсуждаться примеры выдающихся людей, которые посвятили свою жизнь служению Родине, включая истории участников СВО.
Кроме того, введены новые стандарты школьной формы. Основное внимание уделено гигиеническим характеристикам, таким как качество ткани. Внешний вид одежды вызывает вопросы, но это лишь рекомендации.
Ещё одно новшество: ограничение количества контрольных работ. Согласно новым правилам, время на проведение контрольных и проверочных работ не должно превышать 10 % от общего учебного времени по каждому предмету. Письменные контрольные работы теперь могут длиться не более двух уроков (каждый до 45 минут). А практические и лабораторные работы ограничены одним уроком (45 минут). Но есть проблема – возможно, скоро контрольные работы в школах проводить будет некому. Всему виной дефицит кадров.
Школа тонет в формализме
По данным областной службы занятости, в астраханских учебных заведениях не хватает учителей. В данный момент открыто 100 вакансий.
На сегодняшний день наиболее востребованы педагоги по иностранному и русскому языкам, литературе, истории, физике, математике, биологии, химии, технологии, физической культуре и информатике.
Основные требования к учителям при трудоустройстве: высшее или среднее профессиональное образование, владение компьютером и наличие медкнижки. Про опыт работы и личные качества уже никто не спрашивает – не тот случай.
Почему такой дефицит кадров? Педагоги признаются: школа тонет в формализме и в отчётах, нагрузка большая, зарплата – наоборот.
Средняя заработная плата педагогов в регионе составляет 30 – 40 тысяч рублей, при этом в целом по стране – 41,9 тысячи рублей. Получается, что в нашем регионе зарплата учителей ниже, чем в среднем по России. И эта статистика, безусловно, не радует.
Молодые специалисты в школу идти не спешат, а опытные педагоги всё чаще уходят в репетиторство. «В школе со всеми регалиями я получала 56 тысяч рублей в месяц. Сейчас готовлю ребят к ЕГЭ. Одно занятие стоит 1000 рублей. В день принимаю по 2–3 ученика. Доход не сравнимый», – говорит учитель русского языка Марина Свахина.
Дефицит в школе не только кадров, но и человеческого отношения к детям. У учеников аналогичное отношение к учителям. Они давно уже не авторитет и, тем более, не пример для подражания. О чём может идти речь, когда кроссовки у некоторых учащихся стоят больше, чем месячная зарплата педагога...
Репетитор с первого класса
Все эти проблемы сказываются на качестве знаний, которые получают дети. Мама первоклассника Ирина Акимова рассказывает:
– Вынуждена водить ребенка на дополнительные занятия, естественно, за плату (350 рублей час). Я и муж работаем, бабушек, чтоб занимались с ребёнком, нет, няне это не надо. Сам он мальчик гиперактивный, неусидчивый. Так что приходится платить, чтоб ребёнок более полно усвоил материал и сделал хорошо домашнюю работу. У нас многие в классе родители жалуются, что учитель поверхностно и очень быстро объясняет темы. Мы пытались говорить с педагогом, но без толку. Её ответ: «Работаю по плану. Другие понимают». А оказывается, из всего класса за ней успевают лишь единицы.
Волнует и то, что школа перестала детей воспитывать, и отношения учителя с детьми становятся всё более формальными.
– Каждый день забираю сына-третьеклассника из продлёнки, – рассказала астраханка Валентина Данилова. – Пока он собирается, у меня, что называется уши вянут. Ребята, совсем ещё дети, так ругаются матом, причём это у них уже в обычном порядке – они на нём разговаривают. Как-то спросила учителя, какие меры она принимает. Ведь педагог слышит все это безобразие. На что она ответила, что воспитывает не школа, а семья. А её обязанность – дать знания детям. При этом она ещё пожаловалась на кучу административной работы, которую вынуждена заполнять: ведомости, бланки, составлять справки, писать бесконечные отчёты и т. д. Может, сейчас действительно у учителей нет времени на детей? Но чего тогда ждать от школы и от подрастающего поколения?
И педагоги, и родители уверены: очень важно поднять престиж учителя в глазах школы, родителей, учеников. И самое верное средство для этого – увеличить доход педагога и степень его социальной защищённости. Когда слово «учитель» будет на деле звучать гордо, в школе многое поменяется к лучшему.