В астраханских школах стартовали Всероссийские проверочные работы. Они по-прежнему вызывают массу недовольства со стороны родителей, да и наверху задумались над тем, чтобы ввести мораторий на ВПР. Почему, разбирался astrakhan.aif.ru.
Что нового?
ВПР в регионе продлятся до 16 мая. Также предусмотрен один резервный день, 25 апреля, для тех, кто будет выполнять задания с использованием компьютеров, если они не смогли сдать ВПР в основные даты.
ВПР проводятся для учеников 4–8-х классов, ученики 9-х классов ВПР не сдают. В 5–8-х классах ВПР по истории, биологии, географии и обществознанию можно написать в компьютерном формате.
В региональном министерстве образования сообщили, что в этом году ВПР в астраханских школах пройдут с учётом изменений. Ученики 11-х классов освобождены от участия в проверочных работах из-за большой учебной нагрузки. Зато в рамках ВПР для всех классов, которые проходят проверку знаний, вновь будут включены иностранные языки.
В 2025 году в иностранных языках не будет устной части. Ранее ученик должен был сдать теорию и практику в виде монолога на английском языке.
Также в ВПР появятся новые предметы: литературное чтение в 4-м классе, литература в 5–8-х и 10-х классах, информатика в 7-м и 8-м классах. Как и в прошлом году, Всероссийские проверочные работы будут писать студенты-очники, которые поступили на основе среднего общего образования. Кроме того, в ВПР примут участие первокурсники техникумов и колледжей, а также студенты, которые закончили изучение общеобразовательных предметов в предыдущем учебном году.
Зачем нужен мораторий?
В Госдуме тем временем выступили с предложением наложить мораторий на проведение в школах Всероссийских проверочных работ. Цель — пересмотреть количество времени, отведённого на их выполнение, а также провести широкое обсуждение нововведений с участием родителей, педагогов и экспертов. Действительно, есть над чем поработать. Например, согласно новым правилам результаты ВПР теперь можно фиксировать в журнале и учитывать при выставлении четвертных и годовых оценок. Однако решение о применении этого подхода остаётся за администрацией школы.
Это приводит к неравенству среди учеников: в некоторых школах результаты ВПР влияют на итоговую оценку, а в других — нет. Такая несогласованность вызывает обоснованное недовольство родителей и учеников, ставя под сомнение объективность и единые критерии проведения ВПР. Освободившееся время в учебном расписании планируется использовать для более глубокого изучения предметов, по которым проводятся ВПР.
Рособрнадзор, в свою очередь, направил предложение Министерству просвещения о наделении ВПР статусом итоговой контрольной работы. Как объяснили в ведомстве, это необходимо, чтобы не перегружать детей дополнительными итоговыми контрольными работами.
С этим предложением согласны и учителя. «Ученики выполняют как ВПР, так и итоговые контрольные работы. Возможно, оптимизация в этой области позволит снизить учебную и психологическую нагрузку как на учащихся, так и на педагогов. Почему бы не оставить только один вид работ?» — отмечает преподавательница русского языка Людмила Матвеева.
На фоне предполагаемых новшеств активизировались противники ОГЭ и ЕГЭ. В соцсетях началось бурное обсуждение отмены и этих испытаний. Так, например, астраханские педагоги не раз высказывались за отмену ОГЭ и введение вместо него внутренних школьных экзаменов. По словам учителей, школьники умудряются сливать в сеть ответы, поэтому объективно оценить уровень знаний удаётся не всегда.
— Отношение к ВПР у меня неоднозначное, — говорит директор частного образовательного учреждения Валерий Ломакин. — Проверить уровень образования в той или иной школе по срезам конкретных предметов — это напоминает экспансию гороно советских времен. Какую-то информацию это дать может, но оценить в целом уровень школы, выявить её истинные проблемы вряд ли позволит.
В чём я вижу пользу ВПР, пусть и не такую значительную, так это в том, что ребёнка такая процедура в некоторой степени готовит к ЕГЭ и ОГЭ. Я сторонник таких экзаменов, так как на сегодняшний день это единственный реальный социальный лифт, позволяющий любому молодому человеку вести честную борьбу за дальнейшее обучение в лучших вузах. Других подобных лифтов нет. Да, для ребёнка ВПР — это стресс, но так он заранее входит в будущую систему ответственных экзаменов. Например, у нас в школе не случайно введена система экзаменов для школьников с 5-го по 8-й классы — с билетами, комиссией и столом, покрытым красной скатертью. Это сложно, но зато потом дети подходят подготовленными во всех отношениях к экзаменам 9-го и 11-го классов.