Активисты общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» подвели итоги минувшего учебного года. Они обратили особое внимание на использование электронных учебных платформ и цифрового образования в школах. Результаты, к сожалению, не радуют...
Двенадцать пилотных
Учителя отдаляются всё больше от учеников, а ученики становятся всё ближе к компьютерам — вот один из выводов общественников. Как такие перемены отражаются на знаниях и здоровье детей?
Начать надо с того, что Астраханская область вошла в число двенадцати пилотных регионов, где с 2020 года проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС). По словам министра образования области Виталия Гутмана, в первую очередь участие в программе позволит значительно обновить компьютерные классы в местных школах, обустроить новые рабочие места с обязательным наличием гаджетов, приобретённых за госсчёт.
Вроде бы это всё нужно, но многих родителей и общественников возмущает другой аспект участия региона в эксперименте. Во многих школах в прошедшем учебном году появился странный день — дистанционного образования.
Раз в неделю ученики остаются дома и изучают предметы с помощью компьютера и образовательных платформ (например, «ЯКласс»). Отец учащегося шестого класса Игнат Коняев недоволен: «Чтобы ребёнок мог выполнять электронные тесты, нас заставили оплатить платформу «ЯКласс». Да, мы отдали всего по 160 рублей с человека, но сам принцип непонятен: у нас вроде по Конституции бесплатное образование?».
И таких недовольных в городе и области очень много. Как рассказали нашему изданию в местном отделении общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление», жалобы поступают массово.
По закону действительно не имеют права обязать родителей покупать образовательные цифровые платформы. Некоторые их из принципа не оплачивают. «В итоге весь класс занимается, а, например, двое человек сидят без задания. Я знаю случаи, когда за этих детей платили сами педагоги, лишь бы всё было спокойно, без скандалов», — рассказывает Марта Давидовская, глава волонтёрского движения защиты детей «Под крылом ангела».
Знания и здоровье
В министерстве образования области уверяют, что тотальный дистант астраханским школьникам не грозит. «Ни один компьютер не заменит живого учителя!» — не раз заявлял Виталий Гутман.
И тем не менее в некоторых случаях техника всё-таки заменяет педагогов. О качестве такого изучения дисциплин говорить не приходится — оно крайне низкое. «Как ребёнок по дистанту может выучить иностранный язык? Где живое общение с учителем? У нас во вторник был день дистанционного обучения. В итоге дочь абсолютно не знает французский. У нас всего один урок в неделю, и тот по «удалёнке». Хорошо, что в этот день остальные уроки несущественные: ИЗО, музыка», — жалуется нашему изданию Татьяна Маркова, мама семиклассницы.
Эксперты местного отделения «Родительское всероссийское сопротивление» особо отметили резкое повышение случаев ухудшения зрения у детей с момента введения дистанционного образования на время ограничений.
Между тем санитарные нормы никто не отменял. В соответствии с требованиями СанПиН, касающимися гаджетов, для учеников I-IV классов время за компьютером на уроке не должно превышать 15 минут, для учеников V-VII классов — 20 минут, для учеников VIII-IX классов — 25 минут, для старшеклассников X-XI классов на первом часу учебных занятий — 30 минут и на втором — 20 минут (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Выполнить домашнее задание даже по одному предмету за это время проблематично. Не говоря уже о том, что нужно подготовиться по нескольким предметам. Однако образовательный эксперимент в регионе решили продлиться до декабря 2022 года.