Любители фаст-фуда до последнего надеялись, что слухи о закрытии Макдональдса, ходившие последнюю неделю в Астрахани, не подтвердятся. Но сеть быстрого питания всё-таки уходит с русского рынка. с формулировкой: временно. Однако есть и такие компании, которые, недавно хлопнув дверью, уже решили вернуться. В их числе «Тойота» и «Лексус». Как эти пертурбации отразятся на астраханцах – выяснял «АиФ Астрахани».
Мак говорит нам: до свидания
О приостановке деятельности ресторанов известной сети быстрого питания сообщается на сайте компании. Там говорится, что решение принято из-за конфликта на Украине и гуманитарного кризиса в Европе. В России 850 ресторанов этой известной сети. В них работают 62 тысячи человек. Из них 70% – студенты.
Как долго продлится эта ситуация – пока непонятно. Называют срок от месяца до полугода. Глава компании в России Крис Кемпчински тоже не дает прогнозов. При этом всем своим сотрудникам в России McDonald's обещает сохранение зарплаты.
Однако сами сотрудники не настроены столь оптимистично. Мы поговорили с некоторыми из них.
«Я студентка 3 курса АГУ факультета социологии. В Мак пришла подработать. Да и для учебы общение с людьми полезно: можно писать социологические портреты разных типажей. Занятость здесь возможна частичная, я выбирала 4 часа в день – стою на раздаче. Меня устраивает. Скорее всего, зарплату первое время, пока идет шум, сохранят постоянным сотрудникам, а нам, студентам, просто помашут рукой. Куда идти, чтобы и деньги в кармане были, и возможность выполнять университетскую домашнюю работу, и дома ночевать, ума не приложу», - сетует сотрудница сети Маргарита, отпуская нам молочный коктейль.
С мнением Маргариты по поводу зарплаты солидарны ее коллеги. «Кто будет платить зарплату за простой и отсутствие выручки? – рассуждает повар, работающий с фритюром, Петр. – Если во время пандемии удалось выстоять, так действовала доставка, работали точки на вынос, а сейчас полное закрытие. Я не верю, что будут платить».
Кстати, в Астрахани, как было отмечено, три ресторана компании. Самый первый открылся в ЦУМе на ул. Эспланадной. Кстати, в сентябре 2021 года там был проведен ремонт. Второй расположен на пересечении ул. Татищева и Анри Барбюса, а третий – в зоне фудкорта ТРЦ «Ярмарка».
Корреспондент «АиФ Астрахани» заглянул в обед в Мак на огонек. В Макдональдсе в ЦУМе астраханцев очень много. Очередь в окошко на улице идёт быстро. Туда стояло 9 человек, однако все быстро двигались. Через несколько минут в очереди осталось 2 человека. Внутри не было ни одного свободного места. Стоят курьеры с Яндекс.Доставки, очередь в кассы и в терминалы самообслуживания.
Кстати, и в ЦУМе, и в других Маках нам сказали, что пока не закрываются. По предварительной информации, рестораны работают до 14 марта.
В соцсетях, мнения насчет ухода империи, как всегда разделились. Одни пользователи уверены, что еда в Маке вредная и радуются паузе, предлагая на месте ресторанов открыть русские блинные.
Вторая группа респондентов отмечает, что без работы в Астрахани остаются сотни человек, а им на что-то тоже нужно покупать подорожавший сахар и сметаемые с прилавков крупы.
А третья категория предприимчивых граждан перепродают в сети продукцию Мака за баснословные деньги. К примеру, один пирожок с вишней стоит от 1000 до 15 тысяч рублей, ужин из Мака – 45 тысяч рублей.
«Возвращение блудного попугая»
Если Мак только прощается со своими посетителями, то в Тойоте говорят: «И снова здравствуйте».
Ранее было объявлено, что петербургский завод Toyota с 4 марта 2022 года приостанавливает свою работу в связи с задержками поставок комплектующих. И больше не планируется импорт машин из-за границы. Об этом сообщили в пресс-службе «Тойота Мотор». На предприятии в северной столице выпускаются бестселлеры Toyota на российском рынке – кроссовер Toyota RAV4 и бизнес-седан Camry. «Поставки будут возобновлены по мере восстановления цепочек поставок. Мы продолжаем внимательно следить за ситуацией», – подчеркнули несколько дней назад в пресс-службе «Тойота Мотор».
Несмотря на ряд заявлений о приостановке деятельности в России, на поверку оказывается, что никто из иностранных автопроизводителей до сих пор никуда не ушел: компании, объявившие о приостановке, не распускают штат и продолжают платить сотрудникам зарплату.
Так, через 4 дня в компании «переобулись». Официальный представитель объявил, что производитель был вынужден на время приостановить поставки машин. К задержке привели возникшие проблемы с логистикой, а не политическая ситуация или присоединение к антироссийским санкциям. В компании заявили, что не планируют уходить с российского рынка и закрывать завод.
«С российского авторынка могут уйти один или несколько игроков, но самые крупные из них постараются остаться, так как уже много инвестировали в России», - считает автоэксперт Дмитрий Баринов. Например, вряд ли уйдет Toyota. Щедро инвестировал в российские производства Volkswagen. Renault контролирует приличную долю бюджетного сегмента. Укрепятся в России китайские и корейские производители.
Как отметили в астраханском автосалоне, он работает в штатном режиме. «Все как обычно, без изменений», - пояснили «АиФ Астрахани» на Аэропортовском шоссе.
По некоторым данным, в автосалонах Юга России, в том числе в каспийской столице, наблюдается ажиотажный спрос на авто. Дилеры подняли цены на 30-35%, но покупатели готовы переплачивать за транспортное средство, чтобы спасти свои деньги.
На складах у дилеров сейчас имеется месячный запас автомобилей. Ведущий менеджер астраханского автосалона считает, что в лучшем случае они простоят до апреля. Потом запасы закончатся.
«На майские праздники уйдём с пустыми салонами. Перед майскими всегда спрос: граждане собираются в семейные путешествия, на дачи, рыбалку и шашлыки», — считает менеджер.
Также он предполагает, что дальше дилеры начнут в основной массе торговать машинами с пробегом, потому что некоторым жителям Южного округа придётся продавать автомобили из-за финансовых проблем, к примеру, неспособностью гасить кредитные обязательства.
«Пусть валят!»
49% россиян готовы полностью или частично отказаться от покупки продукции компаний, объявивших об уходе с российского рынка из-за проведения специальной военной операции на Украине, в ДНР и ЛНР, даже если эти компании вернутся. В опросе сервиса SuperJob приняли участие 1600 представителей экономически активного населения.
Каждый четвертый россиянин (24%) полностью откажется от продукции компаний, которые временно закрыли бизнес в России, даже если они вернутся на рынок. «Я даже буду против их возвращения в Россию!»; «Пусть валят!»; «Давно пора создать комфортные условия для отечественных производителей»; «Китайских аналогов на всех хватит», — эмоционально комментируют респонденты. Еще 25% в этом случае будут покупать только то, чему не смогут найти замену среди российских товаров — чаще всего упоминались иностранные автомобили и электроника. Продолжит пользоваться товарами и услугами западных компаний лишь каждый третий россиянин: «На рынке в первую очередь важны цена и качество продукции, а не политические заявления производителя». Затруднились определить свою позицию 18% опрошенных.
О готовности продолжить покупать товары западных производителей, поддерживающих санкции, в случае их возвращения сообщил каждый второй опрошенный моложе 34 лет (52%). Тех же, кто полностью или частично откажется от продукции компаний, объявивших о прекращении работы на российском рынке из-за спецоперации, больше среди россиян старше 45 лет (55%). Мужчины планируют игнорировать «возвращенцев» чаще, чем женщины (55 и 43% соответственно).