В Астрахани и области жители всё чаще жалуются на молодых любителей мотоциклов, которые устраивают гонки по улицам и дворам. Рёв двигателя под окнами, манёвры на красный свет и езда без шлемов — это уже привычная картина для многих. Но за громкими выхлопами стоят трагические истории, в которых страдают и сами подростки, и случайные участники дорожного движения.
По словам представителей ГИБДД, «часто за руль мотоциклов и мопедов садятся подростки, которые не используют шлемы или вообще не имеют прав и соответствующих документов на транспортное средство». Это прямое нарушение закона и серьёзная угроза жизни.
Две покалеченные жизни
1 августа 2025 года — Астрахань, улица Набережная Приволжского затона. Водитель «Лады Гранты» не уступил дорогу питбайку, за рулём которого был 16-летний подросток. Столкновение закончилось для школьника госпитализацией с травмами различной степени тяжести.
29 июля 2025 года — автодорога «Астрахань — Красный Яр». 15-летний подросток без прав врезался в автомобиль. Итог — серьёзные травмы и лечение в больнице.
Статистика подтверждает тревожную тенденцию. УМВД по Астраханской области сообщает:
«В 2024 году зарегистрировано 28 ДТП с участием несовершеннолетних до 16 лет. Погибли 3 подростка, 30 получили травмы различной степени тяжести».
Как легко стать владельцем «опасной игрушки»
Несмотря на то, что официально управлять мотоциклом можно только с 16 лет (и то не любым), рынок полон предложений для детей 12–14 лет и даже младше. Новый питбайк обойдётся примерно в 100 000 рублей, подержанный — от 40 000–50 000 рублей.

Продавцы позиционируют питбайки как «спортинвентарь», и этот статус позволяет обходить многие юридические барьеры. Родители часто закрывают глаза на риски, считая, что покупка защитной экипировки решит проблему. На деле — нет.
Штрафы: не только для детей, но и для родителей
Многие подростки думают, что езда без прав или шлема — «мелочь». Но последствия могут быть и финансовыми, и уголовными.
- Без шлема — 1 000 руб.
- Без прав — 5 000–15 000 руб.
- Незарегистрированный мотоцикл — 500–800 руб., при повторе — до 5 000 руб. или лишение прав.
Особо важно: если родитель дал несовершеннолетнему сесть за руль мотоцикла без прав, ему грозит штраф 30 000 рублей. Второму родителю — 500 рублей. Сам ребёнок тоже получит штраф до 15 000 рублей.
Таким образом, каждая «пробная поездка» может обойтись семье в сумму, сопоставимую с ценой самого мотоцикла.
Рейды и профилактика
ГИБДД регулярно проводит совместные рейды с педагогами, представителями СМИ и профилактическими службами. Их цель - не наказать, а предотвратить опасные действия. В ходе рейдов подросткам рассказывают, чем опасны мотоциклы, почему важно знать основные правила безопасного движения и для чего служит защитная экипировка.
«Не покупайте своим детям такие опасные «игрушки», как мопеды и питбайки. Угождая желаниям подростков, вы можете подвергать опасности их жизнь и здоровье», — призывают инспекторы родителей юных гонщиков.

Новые законы: питбайкам готовят запрет на дороги
Такая ситуация не только в Астраханской области. В России за первые полгода 2025 года зарегистрировано 288 ДТП с участием детей на питбайках. Погибли 10, ранены 235. Эти цифры стали дополнительным аргументом в пользу ужесточения правил.
Власти всерьёз обсуждают изменения в ПДД, которые запретят выезд питбайков на дороги общего пользования. МВД отмечает, что такие мини-мотоциклы изначально созданы для трюков и бездорожья, а на городских улицах они представляют смертельную опасность.
В планах — ввести штраф до 30 000 рублей за нарушение запрета. Ещё одна инициатива — продавать питбайки подросткам только при наличии справки из мотошколы. Но эксперты задаются вопросом: что делать, если технику покупает взрослый, а передаёт её несовершеннолетнему?
Лотерея, в которой проигрывают все
Проблема юных байкеров — это одновременно вопрос дорожной безопасности и общественного спокойствия. Дешёвый подержанный питбайк сегодня можно купить за пару десятков тысяч рублей, а последствия такой покупки могут стоить жизни.
Пока законы только ужесточаются, главная ответственность лежит на родителях. Ведь каждый случай, когда ребёнок выезжает на дорогу без прав и опыта, — это лотерея, в которой слишком часто проигрывают все.