До 1 сентября, начала нового учебного года осталось 2 недели. «АиФ Астрахани» решили помочь родителям при организации рабочего пространства ребенка, ведь ученик проводит за уроками 1,5-2,5 часа дома ежедневно. Если в семье есть школьник, то независимо от площади квартиры и наличия у ребенка собственной комнаты, необходимо правильно устроить место, где он будет делать домашние задания. Свой уголок у ученика должен быть обязательно, школьник с тетрадями и учебниками не должен ютиться на краю кухонного стола, например. Или решать задачи на журнальном столике в зале под звук телевизора.
Некоторые родители считают, что ничего страшного нет в том, что делать уроки школьник будет в любом месте. Это не так. По мнению заведующей педиатрическим отделением ОДКБ им. Силищевой, врача-педиатра высшей квалификационной категории Лии Макухиной, следует помнить, что неправильная организация рабочего места ребенка не только не способствует повышению успеваемости, а еще чревато – нарушением осанки, ухудшением зрения и другими проблемами со здоровьем. И нередко ассоциируется у детей с «каторгой». Дети не хотят заниматься на кухне, подсознательно переживая о том, что на чистовик кто-то капнет супом или разольет компот, - вторит ей практикующий психолог Ольга Румынская.
Боком к окну
Существует несколько общих правил по грамотной организации учебного пространства. Первое. Естественное освещение. Чаще всего дети делают уроки в светлое время суток. В качестве решений дизайнеры предлагают обратить внимание на подоконник, его можно заменить на более широкую столешницу. Но нужно учитывать все нюансы. Если окна выходят на юг и солнечную сторону, школьнику будет не комфортно, солнце может постоянно слепить глаза. Поэтому оптимальное положение стола — боком к оконному проему. Для правшей окно должно оставаться слева, для левшей, соответственно, справа.
Желательно, чтобы окна были ориентированы на юго-восточные или восточные стороны горизонта. Что касается искусственного освещения в темное время суток, то здесь специалисты рекомендуют использовать настольный светильник с ярким, но мягким светом. Устанавливается он сбоку от пишущей руки школьника (если правша – слева, если левша – справа). Светильник должен регулироваться по высоте и направленности света. Для профилактики переутомления глаз следует совмещать локальное освещение с общим.
Игрушки направо, уроки - налево
Второй совет – это зонирование территории. Сложно сосредоточиться на решении задач или пересказе параграфов, если в шаговой доступности компьютер с играми или какие-то иные отвлекающие элементы.
Фаворит детей и родителей — грифельная доска в детской комнате. Она может стать переходным звеном между игровой и рабочей зоной, сделает учебный процесс увлекательнее, а дизайн интереснее.
К тому же она выполняет и практическую функцию – с помощью доски можно объяснить пройденный материал товарищам, например.
Каким должен быть стол
Лучше в качестве мебели использовать ученическую парту угол наклона столешницы которой будет составляет 15 - 17°.
Этот проверенный метод помогает сохранять зрение и правильную осанку. Если по каким-то причинам родители не хотят приобретать модель с регулировкой, нужно подобрать стол под следующие параметры: минимальная ширина, глубина столешницы определяется положением локтей: они не должны свисать. Общепринятый стандарт минимума — 60*60 сантиметров, но модели шириной 0,8-1 м удобнее.
Высота рабочей поверхности на 2-3 см ниже уровня груди: так обеспечивается правильная осанка, удобное положение рук, ног во время занятий.
Сидим правильно
Хорошо, если родители потратят свое время и объяснят ребенку, как правильно сидеть во время занятий, а именно: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой.
«Стул необходимо выбирать по росту ребенка. Сидя на нем, школьник должен упираться ногами в пол. Бедра и голени должны находиться под прямым углом. Поверхность стола и диафрагма ребенка располагаются на одинаковом уровне. Такое положение ребенка не вызовет впоследствии близорукости или сколиоза», - констатирует Лия Макухина.
Так же, нельзя забывать, что домашние задания сочетают в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, поэтому при выполнении школьных уроков рекомендуется делать небольшие перерывы для отдыха, подвижных игр или «физкультурных минуток».
«Лучше начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности», - продолжает педиатр.
Выбираем нейтральные тона
Необходимо учитывать так же, что на работоспособность помимо правильно подобранной мебели, влияют такие факторы как: цвет мебели и стен. Кстати, по словам практикующего психолога Ольги Румынской, наиболее благоприятны нейтральные однотонные тона. Темные и серые стены вызывают напряжение глаз и угнетающе действуют на школьника, а яркие цвета рассеивают внимание.
При этом обстановка не должна быть спартанской. За эстетичный дизайн могут отвечать подобранные по цвету канцелярские принадлежности, контейнеры, коробки и лотки для бумаги.
Необходимо, чтобы этажерка или полка для книг и тетрадей, органайзер для ручек и карандашей были расположены в прямой доступности — на расстоянии вытянутой руки ребенка.
Если в рабочей зоне не место любимым игрушкам и постерам, это не значит, что учебный уголок должен походить на тюремную камеру с голыми серыми стенами, яркий акцент может присутствовать. Это не значит, что стену нужно выкрасить в оранжевый цвет, на нее можно добавить несколько ярких ноток.
Если школьник гиперактивен, психологи рекомендуют снизить накал страстей с помощью синих и зелёных оттенков, известных своим антистрессовым эффектом.
Ни жарко, ни холодно
Также следует обратить внимание на микроклимат в помещении. При выполнении домашних заданий ребенку не должно быть жарко или холодно, в воздухе так же не должен присутствовать табачный дым или другие посторонние запахи.
Обязательно отсутствие внешних источников раздражителей. Телевизор или музыка не только способствуют рассеиванию внимания, но и вызывают головные боли, раздражительность и снижение остроты слухового восприятия. Поэтому, даже если школьник утверждает, что музыка помогает ему сконцентрироваться, нельзя разрешать выполнение домашнего задания, сидя рядом с включенным плеером или телевизором. Также не рекомендуется прием пищи или употребление напитков во время выполнения домашнего задания. «Взрослым следует уважать труд ребенка, не надо разговаривать по телефону или между собой в комнате, где школьник выполняет домашние задания», - продолжает психолог.
Не забудьте предусмотреть место для школьного ранца — полку или крючок, чтобы рюкзак с учебниками не мигрировал по квартире и об него не спотыкались уставшие взрослые, вернувшиеся с работы.