Нежелание выходить замуж за «немцев» изменило судьбу края
В Астраханской области можно было бы учредить свой локальный День влюблённых и отмечать его 9 августа. Ведь именно в эту дату в наших краях более трёх веков назад случился Свадебный бунт.
Замуж за «немца»? Никогда!
В 1705 году по Астрахани пронёсся слух: местный воевода Тимофей Ржевский, начав ходить в «немецком» платье, собирается ввести запрет на свадьбы на ближайшие семь лет. Всех девушек в течение этого времени будут выдавать замуж только за «немцев», приезжающих в Россию, и в том числе на юг, поднимать экономику, строить корабли, обучать людей. Здесь стоит сделать оговорку: «немцами» в те времена называли всех иностранцев.
Отцы и братья всполошились: как же так, отдать дочерей и сестёр каким-то нехристям, чужеземцам? Не бывать этому, решили они, и в городе спешно организовали 100 свадеб.
Хотя некоторые источники называют и куда большие цифры — от 140 до 200. «И это при том, что население Астрахани на тот момент составляло порядка 25 тыс. человек», — замечает научный сотрудник отдела истории Астраханского музея-заповедника Сергей Огороднев.
Но какая свадьба без хмельной чарки? Спиртное на праздниках лилось рекой. Люди выпили, осмелели и отправились напрямую к воеводе — разбираться. А в итоге взяли штурмом Астраханский кремль, казнили всех неугодных чиновников и на целый год установили свой порядок.
Некто Степан против воеводы
История о Свадебном бунте выглядит так складно, что кажется городской легендой. Но событие, каким бы удивительным оно ни казалось, действительно имело место. Правда, дело там было не только в любви.
Свадебный бунт — красивое название, привлекающее внимание и популярное за пределами научных кругов. В историографии же событие тех лет именуют более прозаично — Астраханское восстание 1705-1706 годов. И одна из его причин — те изменения, которые происходили не только в Астрахани, но и в целом в стране под влиянием преобразований Петра I.
В Астрахань в июле 1705 г. действительно пришёл некий человек по имени Степан. О нём известно лишь то, что его родственники участвовали в Москве в антипетровском бунте и были казнены. На Нижней Волге Степан, видимо, решил пойти по стопам своей родни: посеял в городе смуту, разнося слухи: «Царя уже давно нет — пропал на войне. Власть захватили бояре, а вы тут сидите, знать ничего не знаете».
Слухи, передаваясь из уст в уста, трансформировались в абсурдные небылицы. Одна из них и стала той самой искрой, от которой разгорелось пламя восстания.
Дело в том, что россказни Степана легли на благодатную почву. «Местный воевода Ржевский очень сильно поднял налоги местному населению, — перечисляет историк, — отменил хлебное жалованье для стрельцов, что тоже не прибавляло ему политических очков. А кроме того он слишком нарочито выполнял указы Петра I по поводу ношения европейской одежды, сбривания бород. Есть две версии: или всё это была его инициатива, проявление его крутого нрава, или он действительно просто выполнял то, что предписано царём, а после восстания просто стал крайним».
Идет фельдмаршал Шереметев
Наутро после Свадебного бунта от законной власти в Астрахани не осталось и следа: управление перешло в руки выборных старшин, отменили все непопулярные налоги.
Постепенно восстание стало разрастаться, перекидываться на соседние крепости — Чёрный Яр, Красный Яр. Волнения дошли до территории современного Казахстана, в Яицкий городок (ныне — Уральск), и на Терек, в Терский город на Северном Кавказе, и на том остановились. Взять Царицын у астраханцев не получилось, соседние губернии и донское казачество тоже их не поддержали.
Тем временем весть о смуте на южных рубежах дошла до Петра I. Он направил в Астрахань три полка во главе с фельдмаршалом Шереметевым. Шли они полгода — до марта 1706-го.
«Предполагался штурм, царские войска уже пошли в первую атаку на кремль, но тут дали результат переговоры с осаждёнными бунтовщиками, которые длились несколько недель, — рассказывает Сергей Огороднев. — Договорились, что штурма не будет, потому что это привело бы к огромным потерям и со стороны обороняющихся, и со стороны наступающих. Восставшие сдались на милость государя, но в итоге практически всех, кто засел в кремле, казнили, а это от 300 до 400 человек».
И появилась Астраханская губерния
После подавления восстания была распространена официальная информация: никто никогда и не думал выдавать русских девушек насильно замуж за иностранцев. Власть в Астрахани восстановили, вернули и налоги. И народ на этот раз был спокоен.
«Глобально для города ничего не изменилось, — продолжает Огороднев. — Астрахань продолжала быть таким же торговым пунктом, важным оборонным центром Нижнего Поволжья. Единственным последствием восстания можно назвать то, что Пётр I учредил в 1717 г. Астраханскую губернию, выделив её из состава Казанской. Это важный административный шаг. Астрахань получила определённую самостоятельность, и это накладывало обязанности на главу региона — на губернатора. В том числе он должен был следить за порядком, у него были особые полномочия. И в будущем таких восстаний в Астрахани уже не было. Лишь некоторые точки губернии позже пытались присоединиться к восстанию Болотникова, но всё это жёстко и сразу подавлялось. Уже не нужно было ждать полгода, пока придут царские войска».
«Астраханское восстание — событие рядовое для начала XVIII века, — считает историк. — Пётр I своими реформами настраивал многих против себя. Он менял устои старинного русского общества, и предпосылки для восстаний копились в разных городах, но все волнения в итоге подавлялись».
Артефактов, непосредственно связанных с Астраханским восстанием, не сохранилось. Но зато в городе, помимо кремля, есть и другие места, где проходили события бунта. Так, его участники укрывались в Благовещенском монастыре (близ Морского садика) и Иоанно-Предтеченском монастыре (на Больших Исадах).
Эти мини-крепости по пути к кремлю тоже брал Шереметев со своими войсками. На восставших он наступал, двигаясь со стороны сегодняшней улицы Софьи Перовской. А вот ворота Белого города фельдмаршалу открыли сами астраханцы: далеко не все горожане были солидарны с восставшими.