С 25 по 29 апреля в Уфе проходят «Большие гастроли» Астраханского театра Оперы и Балета, организованные согласно плану Министерства культуры Российской Федерации. В рамках межрегионального направления «Больших гастролей» на сцене Башкирского театра оперы и балета пройдут показы оперного спектакля «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (26 апреля) и балета «Сильфида» (28 и 29 апреля).
По словам министра культуры РФ Ольги Любимовой, всероссийский гастрольно-концертный план зарекомендовал себя как важный и востребованный проект в современной культуре. «География плана, включающая выступления театров, а также национальных творческих коллективов страны, постоянно расширяется, вовлекая все больше новых участников в гастрольно-концертную деятельность», – подчеркнула Ольга Любимова, добавив, что одна из целей проекта – сохранение и популяризация народного творчества и театрального искусства.
Отметим, это особенно актуально в 2022 году, который объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. «Важно, чтобы все жители многонациональной страны имели возможность знакомиться с лучшими достижениями отечественного и зарубежного театрального, а также профессионального народного искусства», - считает профильный министр.
Сегодня, 26 апреля, откроет гастроли драматическая легенда «Осуждение Фауста». Астраханский театр Оперы и Балета стал первым российским театром, который осуществил сценическую постановку, причем Астрахань на несколько месяцев опередив Большой театр. Спектакль стал номинантом самой престижной российской театральной премии «Золотая маска». Экспертный совет фестиваля отметил постановку «Осуждение Фауста» в шести номинациях, в том числе в категории «Лучший спектакль». «Осуждение Фауста» нельзя причислить ни к одному из канонических жанров музыкального театра. Это уникальное произведение и в 21 веке заставляет зрителя размышлять о жизни и смерти, о выборе между добром и злом. В отличие от книги Гёте, Берлиоз в своей трактовке не просто закрывает Фаусту путь к райскому блаженству: ангелы сообщают, что тот осуждён и будет ввергнут в Геену Огненную.
В спектакле применяются сложнейшие современные технологии, позволяющие создавать грандиозный эффект 3D пространства. Благодаря чему зрители погружаются в бездонные глубины космоса, в фантастические миры и в ужасающие адские бездны. Реальный мир перетекает в виртуальный, виртуальный – в реальный, и трудно уловить грани, как и когда это происходит. Захватывает и образныфй мир спектакля. Его изобразительный язык так нов, что заставляет взглянуть на оперное искусство совершенно иными глазами. Партитура спектакля необычна во всем, в том числе и в жанровом отношении. Это синтез оперы, оратории, балета и симфонии.
Спектакль пройдёт под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Валерия Воронина.
Продолжит гастроли 28 и 29 апреля показ спектакля «Сильфида». Над премьерой текущего театрального сезона работал хореограф, народный артист России Дмитрий Гуданов, который был одним из лучших исполнителей партии Джеймса в Большом театре. Дирижёром-постановщиком выступил заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия-Алания Евгений Кириллов.
«Сильфида» недаром считается спектаклем для ценителей балетной классики. В нем все вызывает восхищение и дарит эстетическое наслаждение. Балет пользуется популярностью не только благодаря уникальной хореографии, но и партитура обладает особым достоинством: музыка балета изящна и мелодична, гибко следует за действием, воплощая разнообразные эмоциональные состояния героев. Постановка «Сильфиды» возвращает зрителя к классическому романтическому замыслу, в котором воссоздан легкий и загадочный мир, где живут очаровательные сильфиды.
В основе сюжета — легенда о Джеймсе, который незадолго до своей свадьбы убегает от своей будущей невесты Эффи, потому что он очарован тем, что его соблазнила прекрасная, соблазнительная сильфида. Но злая ведьма Мэдж отомстит Джеймсу, и бедный Джеймс в конечном итоге потеряет и Эффи, и сильфиду.