Оперу «Русалка», ставшую продолжением музыкального проекта «Русские оперы в Астраханском кремле», ценители классического искусства ждали с особым нетерпением. Уже за неделю до премьеры в театральных кассах были проданы все билеты. Впечатления от представленной в исторических экстерьерах Кремля драматической социально-бытовой драмы: о любви и предательстве, расчёте и расплате превзошли ожидания многих любителей оперы.
В том, что некогда забытая опера «Русалка» композитора Александра Даргомыжского по-новому, свежо и мощно прозвучала на Соборной площади в Астрахани, результат коллективной работы талантливой, увлечённой творческой команды: дирижёра, режиссёра постановки, художника-постановщика, выдающихся исполнителей, в том числе артистов Астраханского театра оперы и балета.
Для художественного руководителя и главного дирижёра театра Валерия Воронина опера «Русалка» стала очередной масштабной работой в формате open-air и ещё одной заметной постановкой, которая продолжила «Русские оперы в Астраханском кремле» и уже вошла в историю лучших музыкальных проектов Юга России, оставив волнительные эмоции и незабываемые впечатления.
«Русалка» была написана Александром Даргомыжским под влиянием оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». И в нашем проекте социально-психологическая драма представлена ровно через год после историко-патриотической оперы Глинки, - рассказал накануне премьеры Валерий Воронин. – И, конечно это дань уважения нашему великому русскому поэту Александру Пушкину, по мотивам поэмы которого создавалось музыкальное произведение».
В интерпретации главного дирижера постановки были и нерв и сила и лирическое обаяние, передающие драматические, трагикомические, жанрово-бытовые темы.
С первых аккордов увертюры к опере зрители окунулись в стихию русской музыки. К ней режиссёр-постановщик из Москвы Сергей Новиков особенно неравнодушен. Он тонко чувствует музыку, мысль, главную суть произведения, делает всё, чтобы донести до зрителя его глубину и драматизм, максимально использовать возможности каждого артиста.
Приглашённый солист Большого театра, Заслуженный артист Республики Татарстан, лауреат Международных конкурсов Алексей Тихомиров ярко и глубоко раскрыл образ своего героя - Мельника. Нужные интонации и трагикомическое звучание, по собственному признанию, он находил в грамзаписях знаменитого русского баса Фёдора Ивановича Шаляпина.
Именно созвездие солистов в сольных партиях, но особенно их виртуозное исполнение в ансамблях раскрывают содержание произведения, внутренний мир героев, их переживания и эмоции. Для солистки Мариинского театра Натальи Павловой выступление в формате open-air всегда волнительно. «Выходя на сцену, ты понимаешь, что никакого второго дубля у тебя нет. Это очень большая ответственность перед зрителями, которые ждали этого спектакля. Они, в свою очередь, дарят тебе неповторимую энергию, чувствуя которую, ты понимаешь, что делаешь нечто особенное» - призналась артистка.
Игорь Морозов из театра «Геликон-опера» в роли Князя покорил зрителей артистизмом, особенно проникновенным исполнением каватины в финале оперы.
Роман Арндт, приглашённый солист Мариинского театра, накануне премьеры признался: перед его прапрапрадедом стоял такой же непростой выбор, как и перед Князем. Но родственник выбрал любовь к крепостной девушке, лишившись вместе с родительским благословением и наследства.
Выступление солистов Астраханского театра оперы и балета ещё раз убедило всех в профессиональном мастерстве и высочайшем уровне исполнения самых сложный партий. Опера «Русалка» очень требовательна к голосам и актерскому дарованию. Дмитрий Шарманов в роли Мельника сумел артистично передать характер своего героя, перевоплощаясь из мельника в знахаря, любящего отца, дельца, сумасшедшего старика, при этом подчеркнув драматизм действия своим великолепным исполнением.
Оперная Наташа – первый трагический женский образ в русской опере. Эмилии Аблаевой, впервые участвующей в проекте в кремле, было волнительно, по её признанию выходить на сцену. Обладательница дивного драматического сопрано сумела передать эмоции и переживания своей героини, смену душевных состояний, страстность и глубину её натуры.
Артисты хора Астраханского театра оперы и балета, объединившись с коллегами из государственного хора Республики Калмыкия, помогли создать масштабную картину постановки, её монументальность, как в визуальном, так и мощном вокальном звучании. Объединённый хор справился со сложными исполнительскими задачами, поставленными главным хормейстером театра Алексеем Мельковым, отражая в разных действиях оперы и народность, и торжественную праздничность и тонкий музыкальный психологизм финала.
Особым акцентом в спектакле стали сценография и костюмы, созданные художником-постановщиком Марией Высотской. Их, кстати, к этой опере было сшито около 250-ти. Яркие и самобытные, они подчёркивали образ и характеры героев. Видеоконтент органично поддерживал происходящие на сцене события, дополняя их новыми сценами и деталями, отражая психологическое состояние персонажей. Оформление сценической площадки в стилистике русского поля с тонкими листьями ковыли над берегом Днепра, благодаря удивительной подсветке, превращалось сине-зелёный ковёр подводного царства.
Значимость этого проекта высоко оценили на федеральном уровне. Спектакль реализуется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Автономной некоммерческой организации «Русские сезоны» в рамках празднования 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина.
Зрители долго аплодировали и не хотели отпускать исполнителей оперы, команду постановщиков. Любовь к «Русалке» стала показателем сформировавшегося за годы проекта уровня музыкальной культуры в регионе, творческих ожиданий астраханцев и новых открытий, которые дарит им любимый театр.
Постановка в кремле открыла новый 29-й театральный сезон в Астраханском театре оперы и балета, продемонстрировала высокий потенциал творческого коллектива и стала прекрасным подарком ценителям классического искусства.