15 декабря отмечается Международный день чая. Его учредили в 2005 году с целью популяризировать напиток. Создатели праздника хотели показать людям, чтобы они не забывали о том, что вокруг каждой чашки с горячим ароматным питьём выстроена целая чайная индустрия.
В Астраханской области бок о бок проживает порядка 150 национальностей. «АиФ-Астрахань» знакомит с чайными традициями некоторых из них.
Чай или суп?
На территории региона проживает порядка 7 тысяч калмыков.
Джомба или калмыцкий чай – не просто напиток. В семье калмыка Владимира Болдырева этот сытный чай пью 2-3 раза в день. Нам приоткрыли завесу тайны.
Как правило, хорошо заваренный чай калмыки щедро солят, добавляют в него молоко и приправы для аромата. К примеру, мускатный орех, толченный в сливочном масле или бараньем жире, или накрошенные листы лаврушки, и все это тщательно размешивается половником.
Традиционная калмыцкая чайная церемония имеет свои правила. Так, чай заваривают прямо в присутствии гостя, при этом все движения совершаются слева направо — по ходу солнца. Первую порцию чая подносят своих богам - бурханам: наливают и ставят чашу на алтарь, а после окончания чаепития отдают детям. При подношении чая соблюдается иерархия: сначала пиалу подают старшему по возрасту вне зависимости от того, является ли он гостем, родственником либо кем-то еще.
С джомба начинается утро в калмыцких семьях, без него не обходится ни один праздник. Если калмыку посчастливилось попасть в гости на утренний чай, это считалось хорошей приметой. Хозяева дома обязательно приглашают вошедшего присоединиться к ритуалу. Местные жители никогда не отказываются от подобных приглашений. Предложить гостю несвежий чай считается неприличным, даже несмотря на стесненность обстоятельств. Поэтому чай готовят в присутствии гостя. Если в процессе приготовления и подношения напитка хозяйка допускала ошибку, к примеру, кипятила воду без заварки, то гость принимал это на свой счет, как неуважение. Кипятить пустую воду у калмыков не принято. Исключение – во время болезни.
Для заварки калмыки используют пряные высушенные травы или листья зеленого чая. Пиала непременно должна быть целой, без сколов. Иначе гость может обидеться. Кстати, по калорийности джомба сравним с говяжьим бульоном.
По словам руководителя общества «Герел» Марии Шараповой, это объяснимо. Ведь для того, чтобы приготовить мясо пастухам и кочевникам требовалось время, чай же делается в разы быстрее, но при этом хорошо насыщает.
Обжечься невозможно
Азербайджанцы, которых в Астраханской области, около 8 тысяч, заваривают очень крепкий чай, чаще черный – иногда с добавлением дикорастущих трав: шалфея, чабреца, мяты. В чай также кладут пряности: гвоздику, имбирь, кардамон, корицу. Заварочные чайники очень большие – объемом 500 мл или 1 литр. Чай разливается прямо из них, и потом не разбавляется ни водой, ни молоком. Подобное разбавление, равно как и добавление сахара, по мнению ценителей-азербайджанцев, только ухудшает вкус чая.
Азербайджанцы пьют чай из специальных чайных стаканчиков – армуду. Это название связано с грушевидной формой стаканов.
Дно армуду поддерживает и сохраняет горячую температуру напитка. Несмотря на отсутствие ручки, обжечься об армуду практически невозможно. Согласно азербайджанской традиции стаканчики заполняются чаем не до верху. Расстояние в 1-2 см, часто отделяемое декоративным ободком, остается свободным. Азербайджанцы его называют «додаг йери» - место для губ, за этот же слабо нагретый промежуток армуду и удерживают рукой.
Сахарный песок, дабы не испортить вкус напитка, в чай не добавляется. Однако, на стол вместе с чаем всегда подается, кроме традиционных сладостей или варенья, кусковой сахар. Перед тем, как отпить первый глоток чая, в него окунают кусочек сахара и откусывают его. Все остальные сладости пробуются уже потом.
«Для меня азербайджанский чай – яркий, терпкий, пряный напиток, подаваемый с инжирным вареньем. Кстати, в России это варенье не так легко найти. В первую очередь напиток наливают старшему, аксакалу, главе, потом гостям. Последним наливают хозяевам. Такова традиция уважения и почитания старейшин», - рассказал председатель АРО «Азербайджанская молодежная организация» Эльвин Гусейнов.
Перед всем и после всего
Казахи – вторые по численности в регионе. Их часто называют «чаёвниками». Настоящий казах — не казах, если с утра не выпьет по 3-4, а то и больше чашке чая… Казахи пьют чай не разбирая времени и места, перед всем и после всего. В начале любого праздничного застолья всегда подается именно чай. После чаепития принято подносить мясо, а после него — кумыс. Хотя современные казахи вместо кумыса зачастую вновь подают чай... Заварку принято не просто заваривать, но и настаивать, держа чайник на горячей плитке. Считается, что такой чай обладает особым вкусом и его подают уважаемым гостям.
Баба на чайнике
У русских чай до сих пор ассоциируется с ломящимся от сладостей столом, самоваром, грелкой баба на чайнике, прихлебыванием из блюдец.
Гость не должен уйти после чая голодным, тут срабатывает обычное для русских чувство гостеприимства, обязывающее накормить гостя «от живота». Отсюда многочисленные вафли, пряники, печенье, пирожные и конфеты. С этими дарами приходят в гости на чай – чтобы не с пустыми руками.
Чай давно вытеснил традиционные морс и медовуху. Считается, что этот напиток бодрит. Однако диетологи настаивают, нужно знать, что пьешь и призывают отказаться от пакетиков в пользу листовой продукции. «В чае – сухом веществе, кофеина содержится в два раза больше, чем в кофе, но для заварки мы берем немного высушенных листьев, а для кофе 1-2 ложки, таким образом в чашечке с кофе кофеина получается больше», - рассуждает диетолог Ирина Мороз.