О том, что Астрахань стабильно входит в число антилидеров по стране в плане развития общественного транспорта, мы писали не раз. Но сейчас речь идёт даже не о развитии, а о том, чтобы общественный транспорт был в принципе. Ситуация тревожная: один за одним прекращают работу маршруты. В чём дело, узнавал «АиФ»-Астрахань».
Три года ждем
Нелюбовь горожан к маршрутным такси известна, но кроме них по городу передвигаться почти не на чем. Трамвай уничтожен, троллейбус тоже, автобусов крайне мало, так что маршрутки выручали.
Да, в них небезопасно, грязно и уже достаточно дорого. За последние две недели в городских маршрутках проезд подорожал с 25 рублей до 30, но это не предел. На фоне роста цен на газовое топливо для маршруток (за месяц почти на 5 рублей) перевозчики вынуждены ещё увеличивать стоимость проезда.
«Поймите, чтобы мне покрыть расходы, я должен увеличить стоимость проезда не на пять, а минимум на 10-12 рублей. Тогда он будет стоить 37 рублей. Кто поедет за такие деньги? Легче закрыться и пойти работать в такси», — говорит владелец маршрута № 45 Игорь Газизов.
Итог такой: с начала года порядка 35 предпринимателей вышли из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок. В гортрансе признали, что в течение года объёмы перевозок были существенно сокращены, в том числе из-за пандемии и ремонта Милицейского моста. Больше всего перевозчиков добровольно ушли с маршрутов № 13с, 14с, 41с, 43с, 61с, 36с, 84с.
«Если ситуация не изменится, на линиях останутся только самые востребованные маршруты. То есть до 50% предпринимателей могут закрыть своё дело», — отмечает экс- заместитель руководителя региональной Ассоциации автотранспортников (РАСА) Дамир Булатов. Сейчас эта общественная организация самоликвидировалась, и теперь права перевозчиков отстаивать некому.
Кстати, помимо всего прочего, водители маршруток, как могут, борются с городскими дорогами. Где-то на ямы кладут ненужные ковры, где-то — доски, а какие-то ямы заделывают собственными силами настоящим асфальтом.
Например, водители маршрутов № 33с и 33ск скинулись и наняли спецтехнику для выравнивания ям на улице Куликова, 50. Теперь здесь ям нет, зато есть опасение, что инициаторов дорожных работ привлекут за самоуправство. Ведь они выполнили обязанности муниципалитета, пусть и с благими намерениями.
На фоне транспортного коллапса вспоминаются обещания губернатора дать городу новые автобусы. Сейчас они ходят только по трём городским маршрутам: 19, 31, 25. А этого крайне мало.
Три года назад глава региона говорил, что автобусы ещё будут. Обещанного, как в известной пословице, три года ждём. При этом губернатор категорически отвергает перспективу возрождения в городе троллейбусов, о чём он неоднократно заявлял в СМИ.
Альтернатива есть?
Сейчас обсуждение доходит до непривычных вариантов. Наш город гордо называют Южной Венецией. До неё нам, конечно, далеко, но сходство неоспоримо — городские каналы. При рачительном градоначальнике они бы давно уже использовались по назначению — курсировало бы водное такси. Но пока по Кутуму и Варвацию ходит только один туристический катерок.
А ведь водное такси — перспективная бизнес-идея. Правда, доход будет сезонный, но всё-таки.
«Туристический катер, который рассчитан не более чем на 10 пассажиров, сконструировали специально для хождения по городским каналам, — рассказывает хозяйка плавсредства, предпринимательница Ильмира Гафурова. — Катерок может развивать скорость до 10 км/час».
Ильмира Гафурова не планирует использовать туристический катер как водное такси, а зря.
Ещё одна альтернатива — городская электричка (не путать с пригородной). Перспективу запуска городской электрички уже давно рассматривают в администрации Приволжской железной дороги. Проблема такая — для запуска необходимы дотации из областного бюджета. Городская электричка будет не совсем электричкой: предполагается, что возить пассажиров станет рельсовый автобус (в отличие от электропоезда он на дизельной тяге) модели РА3. Он просторный и обеспечен всем необходимым, от туалета до кондиционера. Не исключено, что он начнёт курсировать по рельсам железной дороги в пределах города уже в следующем году.
Горожанам, в общем-то, всё равно, на чём они поедут или даже поплывут. Пока из точки А в точку Б многие вынуждены добираться исключительно на такси, а если расстояние позволяет, то пешком. Ну хоть польза для здоровья...
Председатель Астраханского совета по малому предпринимательству на общественном транспорте Алексей Макеев:
«Перевозчики работают по принципу самоокупаемости, и в этом плане они уязвимы. На них ложатся большие нагрузки, вплоть до расходов по части охраны труда, обеспечения антитеррористической безопасности: установка камер в кабине водителя, тахографов. Предприниматели подстраиваются под малейшие изменения пассажиропотока, потому что в конечном итоге на них лежат все расходы. Плюс, что уже всем набило оскомину, удорожание всех комплектующих на перевозку, ГСМ».