О том, что в Астрахани уничтожили прежнюю систему общественного транспорта, писали не раз. Но если в городе худо-бедно всё же можно передвигаться на маршрутках, то в селе всё гораздо хуже. В целом ряде муниципалитетов наблюдается или острый дефицит общественного транспорта, или его полное отсутствие. Чего ждать селянам?
Альтернативы такси нет
Власти уверяют: транспорт в село придёт. Регион ждёт глобальное преобразование всей этой сферы — в этом году стартует областная транспортная реформа. В столичном РОСДОРНИИ разработали для нашей области «Концепцию транспортного планирования агломерации». Что кроется за внушительным названием?
Эксперты признают: в сегодняшнем виде общественный транспорт, который на 80% представлен маршрутными такси, работать не может. Городу нужна альтернатива в виде автобусов, речных трамвайчиков и рельсовых автобусов.
С селом всё хуже. Например, жители посёлка Пойменного Приволжского района уже четвёртый месяц живут вообще без общественного транспорта. 1,5 тысячи человек оказались в прямом смысле отрезаны от города. «Куда мы только не обращались, чтобы через посёлок пустили автобус — толку мало. Приходится добираться до соседних сёл и оттуда уезжать. Или раскошеливаться на такси, а это 400 рублей в одну сторону», — рассказывает Ольга Шикунова, которой, как и многим её односельчанам, приходится добираться до города с большим трудом.
Проблемы с общественным транспортом есть и у жителей Харабалинского, Ахтубинского районов. Всего, по данным регионального минтранса, вопрос остро стоит в 103 поселениях. Из них в 78 нет сообщения с райцентрами, а в 49 — с Астраханью. Больше всего сёл, откуда трудно уехать на общественном транспорте, находится в Лиманском районе (17 населённых пунктов).
И по воде, и посуху
Авторы региональной реформы предлагают возобновить в селе работу некоторых ранее закрытых маршрутов, запустить новые, а также изменить трассы следования 15 муниципальных и межмуниципальных маршрутов.
Ещё одна мера — наладить новые паромные переправы. Новые паромы планируется пустить через реку Бахтемир из села Бахтемир в Ново-Булгары, а также через ту же реку из села Икряного в село Бекетовка.
Новые маршруты общественного транспорта планируют запустить в сёлах и посёлках с населением более 250 человек. Для остальных населённых пунктов из-за их удалённости от трасс организовать социальные перевозки должны будут местные администрации. Всего планируется организовать более 50 маршрутов.
Всё это звучит обнадеживающе, если не иметь в виду главный вопрос: а кто будет платить за сельские перевозки? Они же потому и свелись к минимуму, что нерентабельны. И никакого бюджета не хватит, чтобы расходы покрыть. Особенно это касается местных администраций, которые должны как-то организовать социальные маршруты. На какие средства? Пока на эти вопросы ответов нет.
Индивидуальный предприниматель Игорь Артемьев: «Я занимаюсь пассажирскими перевозками уже 16 лет. У меня восемь «газелей», все работают по городским маршрутам. Выезжать в отдалённые районы области невыгодно — это факт. Поэтому владельцы маршруток избегают выезжать в сёла. Правда, есть выход, который я вижу наиболее реальным для данной ситуации. Перевозчики должны получать контракты по прибыльным городским маршрутам и довеском — по убыточным сельским маршрутам. Возможно, за счёт перераспределения прибыли перевозчики как-то выкрутятся. Это учитывая ещё и тот факт, что из бюджета будут поступать дотации».