«Уважаемая редакция, объясните, что творится с парковками? Ну зачем так резко повысили стоимость платных стоянок в Астрахани? Это же отразится на кармане не только приезжих, но и в первую очередь местных жителей. Не все могут платить 200 рублей за час стоянки! И куда теперь ставить машины?», - такой крик души пришел на почту от читателя. «АиФ Астрахани» решил разобраться в вопросе.
С чего всё началось?
Три года назад цены на платных парковках начинались от демократических 20 рублей в час. Потом началось повышение — 40 руб., 80 руб… И теперь со 100 руб. они выросли вдвое.
Как результат — парковки опустели. Наш корреспондент насчитал на стоянке, где обычно находились 20-25 машин, всего три.
Арендатор парковки (муниципалитет сдаёт землю частным предпринимателям в аренду) заявил нашему изданию, что, мол, всё дорожает, дорожает и парковка. От дальнейшего диалога бизнесмен отказался. В свою очередь, как мы видим, люди отказались от услуг парковки.
Вопрос с нехваткой парковочных мест в городе возник давно. Улицы Астрахани не предполагают наличие стоянок, парковочных мест. В основном они узкие и односторонние (особенно в центре). И если по обеим сторонам дороги припарковать авто, то проехать по дороге будет невозможно.
Ещё в начале двухтысячных в городе работали две фирмы, которые пытались организовать платные парковки («Паркон» и «Авангард»). Правда, вся их деятельность сводилась к тому, что с автомобилистов взимали 20 рублей за парковку. «Я помню, как подходили странные люди в жёлтых жилетах и просили заплатить за парковку. При этом если платить откажешься, они ничего не делали, разворачивались и уходили. В чём был смысл такого «контроля» за парковочными местами, я не понимал и сейчас не понимаю», — рассказывает нашему изданию автомобилист со стажем Ринат Халилов.
Одно время в городе пытались строить многоэтажные паркинги — платные стоянки. Но один-единственный проект — у старого моста — стоит сейчас заброшенным. Эксперты утверждают, что подобные платные паркинги — дело невыгодное для их владельцев. Это отличная альтернатива гаражам, но никак не платным стоянкам. Поэтому единственный выход, который видят сегодня власти для решения вопроса загруженности автодорог города — это платные парковки.
Почему всё платно?
Но есть и другая точка зрения. «Я не могу понять, почему в городе нельзя организовать бесплатные муниципальные стоянки, — недоумевает автолюбитель Иван Герасименко. — Я много езжу по России, такие стоянки есть в других городах, в том числе и в их центрах. А у нас, где такой дефицит места, всё превращается в сплошную коммерческую зону. Для многих семей автомобиль далеко не роскошь — им пользуются и люди с ограниченными возможностями здоровья, да и детей, особенно маленьких, сложно везти на общественном транспорте. Брать с каждой семьи 200 руб. за час стоянки, да ещё в таких непростых экономических условиях — это слишком».
Эту позицию поддерживают и другие автолюбители. Но их вряд ли услышат — платных стоянок в столице области станет ещё больше. В рамках транспортной реформы Астраханской агломерации, разработчиком которой выступил Российский дорожный научно-исследовательский институт (РОСДОРНИИ), большое внимание уделено как раз платным парковкам.
В городе их появится более тридцати. Мэрия уже разработала концепцию организации единого парковочного пространства. В неё входит не только обустройство парковок, но и строительство единой диспетчерской парковочной службы.
Эксперт ОНФ, член общественного совета министерства транспорта РФ Игорь Сухов: «Чтобы решить вопрос с платными парковками, нужно наладить диалог: власть — бизнес — общественность. Должна быть единая площадка, которая объединяла бы все эти три сегмента. И она есть — это комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения при губернаторе региона. Как раз она и занимается вопросом платных парковок. Но, к сожалению, последнее её заседание прошло без участия общественности. Люди должны знать, из чего складывается стоимость парковки. Почему они должны платить 200 рублей за час стоянки? Бизнес должен объяснить калькуляцию, свои расчёты. И если эта цена справедлива и объективна, автомобилисты будут меньше возмущаться».