Рыбаков всей страны волнует вопрос: стоит ли ехать в Астраханскую область на весенний клёв? Ведь в основном они мечтают о вобле, а в наступающий сезон вылов деликатесной рыбки находится под вопросом. Кто кроме любителей ещё пострадает от запрета - в материале astrakhan.aif.ru.
Что предлагается?
После того, как учёные забили тревогу относительно критического сокращения популяции воблы в астраханских реках, законодатели задумались о том, как исправить или хотя бы стабилизировать ситуацию. В итоге они выступили с инициативой запретить промышленный лов воблы.
Сейчас соответствующий приказ Министерства сельского хозяйства РФ проходит обсуждение в правительстве. Согласно тексту проекта приказа «Об установлении запрета рыболовства в районах добычи (вылова) Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна в 2024 году», лов воблы будет запрещён вплоть до 31 декабря 2024 года, за исключением периода с 20 апреля по 30 апреля 2024 года. В эти 10 дней лов могут разрешить всем — и любителям, и промысловикам.
В КаспНИРХ сообщили, что за 20 лет количество воблы в Каспийском море снизилось более чем в два раза, а уловы — в шесть раз. В целом за весь период наблюдений этот показатель упал более чем в 130 раз. Весенний промысел 2023 года стал лишним доказательством безрыбья — было добыто меньше 500 тонн.
Кроме того, близкий к вобле подвид, который образует общие с ней формы — плотву, — до конца текущего года запретят ловить в водных объектах Икрянинского, Камызякского, Володарского, Лиманского, Красноярского, Наримановского и Приволжского районов Астраханской области, а сельди-черноспинки — на всех водных объектах Астраханской области.
Рыбаки и турбизнес в шоке
«Раньше ездил на рыбалку в Астрахань весной и осенью, осенью рыбка особенно жирненькая, а сейчас какой смысл ехать?» — недоумевает рыбак из Московской области Игорь Антипов.
Тревогу бьют не только любители рыбной ловли, но и астраханский туристический бизнес. Ведь большинство местных турбаз ориентированы на приезжих рыбаков.
Если предлагаемый запрет примут, то турбазы региона опустеют, так как больше половины всех туристов, приезжающих в наш регион, именно рыбаки.
«Астраханцы отдыхают на базах мало и преимущественно на тех, что рядом с городом, а что делать нам, тем, кто ближе к взморью?» — недоумевает хозяйка одной из турбаз Маргарита Михеева.
Запрет на промышленный вылов воблы и ограничение на её любительский лов неизбежно ударит по карману астраханцев. Очевидно, что рыбным мини-цехам, которых в области десятки и которые специализируются исключительно на вяленой вобле, не выжить.
Да и рядовым астраханцам любимая вобла может стать не по карману. Очевидно, что её дефицит приведёт к росту цен. Уже сейчас на рыбных рынках вяленая вобла стоит 900–1200 рублей за килограмм. А насколько взлетят цены в перспективе, сложно и представить.
Однако ради восстановления популяции воблы можно и потерпеть. Ведь запрет вводится именно с той целью, чтобы рыба могла спокойно отнереститься и дать потомство.
Но и тут есть существенное «но». По мнению учёных КаспНИРХа, проблема уменьшения биологических запасов воблы не только в объёме её вылова, но и в катастрофических паводках, которые мы наблюдаем в регионе в последние несколько лет. Энергетики сбрасывают воду на своих условиях, мало ориентируясь на рыбохозяйственную полку. Сроки и объёмы половодья расходятся с естественным графиком нереста рыбы. Это вопрос посерьёзнее, чем объём вылова воблы. Он находится на контроле у губернатора региона, и решить такую проблему простым запретом не получится точно.