Правда ли, что магазины не отвечают за оставленные в камерах хранения вещи?

Категория:  Общество
Ответ редакции

«Организация не несёт ответственность за оставленные в камере хранения вещи». Такое сообщение очень часто можно встретить в магазинах, местах досуга и прочих общественных заведениях, где есть специальные ячейки, в которых на время можно что-то оставить своё. Однако данное высказывание – не соответствует действительности, говорят в Астраханском Управлении Роспотребнадзора и приводят этому утверждению весомые аргументы.

   
   

Так вот, в тот момент, когда потребитель (не важно, в каком учреждении разворачиваются действия) оставляет на хранение материальные вещи, между ним и организацией сразу возникают отношения, направленные на хранение вещей. По договору хранения, одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Всё это указано в статье 886 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Уточним, что размещение камер хранения и прочего в торговом зале, ином помещении организации и предложение оставлять потребителю в них вещи для хранения можно расценить как публичную оферту (ст. 437 ГК РФ), а сам договор – как публичный договор (ст. 426 ГК РФ). Размещение вещей в такой камере потребителем – как акцепт (ст. 438 ГК РФ). При этом в такой ситуации можно считать договор заключённым с соблюдением простой письменной формы, т.к. как обычно потребитель получает номерной жетон с ключом от камеры (ячейки) хранения. И это соответствует требованиям статьи 887 ГК РФ о форме договора хранения.

То есть, после заключения такого договора хранения, магазин и прочее учреждение обязуется обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах (ст. 891 ГК РФ).

Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой – организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющий продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми ГК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Итог таков: объявление о том, что какая-либо организация не несёт ответственности за сохранность вещей, не соответствует закону и противоречит сути договора хранения, в то время как договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ). Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (ч. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).