«Платформа» наизнанку: «Инфоштаб» познакомился с креативным пространством

Погружение с головой в ранее неизведанное, но очень значимое, повествование прямиком из закулисья астраханских передовых организаций. Наверное, именно этим всегда и отличались журналисты «Инфоштаба», которые не раз рассказывали своим читателям о работе малоизвестных, но действительно важных учреждений региона. Вспомнить тот же онкодиспансер, или же электростанцию, или ставший уже достоянием общественности лепрозорий.

   
   

И наши коллеги не останавливаются на достигнутом и продолжают всё больше расширять как свой кругозор, так и своей аудитории. Поэтому в этот раз они решили напроситься на экскурсию в институт развития образования «Платформа».

Три в одном: история становления института

Небольшая ремарка: в начале 2000-х годов существовал в России такой принцип, как создание государственных учреждений под любые человеческие нужды. Исключением тогда не стала и астраханская область. Но вот в 2016 году, когда случился очередной период «затянутых поясов», вышестоящие лица пришли ко мнению, что необходимо провести реорганизацию подобных госзаведений. В результате сразу два института – повышения квалификации и развития образовательных технологий – и один центр повышения квалификации стали в то время одним образованием, которое расположилось на улице Ульяновых, 4.

«Все эти пертурбации совпали с одним важным моментом: в головах педагогов случился некий переворот, и они поняли, что повышать квалификацию раз в три года – это не обязанность, а право», – комментируют журналисты «Инфоштаба».

Тогда же в институте развития появилась главная задача – создать качественные условия для обучения учителей, и его представители начали проводить некоторые эксперименты.

Встал вопрос: а с чего начинать? Может, нужна техника или же повышение собственной квалификации? Эксперты смогли найти консенсус: они приняли решение создать систему, которая стала бы компиляцией всех действий и процессов. Ещё через год попробовали реализовать некую институцию, которая способствовала бы развитию образования. И это касалось не только основного, которое школьное, но и дополнительного, которое, несмотря на своё обозначение, вполне могло бы быть лучше основного.

   
   

Примерно так и родилась идея о создании центра, где в модельной форме будет показываться, как создаётся образовательное пространство.

«Оказалось, что не обязательно каждый раз красить стены зелёной краской, как любят наши некоторые школы. И парты не обязательно ставить в ряд – можно, например, по бокам расставить или вообще убрать. Образовательный процесс хуже от этого не станет, а, возможно, даже наоборот», – рассказывают наши коллеги.

Примечательно, что вся эта работа проделывалась и даже научно аргументировалась ещё в Академии педагогических наук СССР. Посему эксперименты с образовательными пространствами имели под собой все основания.

Опыты начали проводить прямо с тем историческим зданием, который и передали институту. Всё это проделывалось с параллельным оказанием коммерческих услуг и услуг для государства. Необходимо это было для получения финансирования для дальнейшей реорганизации. Кроме того, памятник архитектуры старались максимально сохранить в первозданном виде, например, убрали коробки от сплит-систем с фасада, позаботились об исторических элементах постройки.

Стоит отметить, что во главе всего процесса поставили создание условий для качественного образовательного процесса, решив сделать многофункциональное образовательное пространство. По плану, здесь можно было бы реализовывать любые типы образовательных активностей, в особенности – связанные с развитием информационных технологий. Потребовалось всего 5 лет, чтобы здесь были запущены посреднические и собственные проекты в сфере IT-проектов, были разработаны программные и сетевые продукты, а также написаны собственные образовательные программы.

В результате специалисты «Платформы» смогли наработать определённую экспертную позицию и опыт реализации данных программ непростым пошаговым путём: так, они не раз становились участниками федеральных конкурсов, грантов, выиграли несколько грантов по дополнительному образованию в Минобрнауки РФ, писали модельные программы по допобразованию детей в области проектной деятельности совместно с ведущими EdTech компаниями, учили учителей из других стран совместно с Россотрудничеством. Таким образом, не один из этих проектов в последствии был взят на вооружение, в том числе коммерческими структурами.

Именно так в период с 2017 по 2022 годы институт искал и выстраивал идеальную форму для модернизации системы образования, которая смогла бы способствовать как местным педагогам, так и Астрахани в целом.

«На сегодняшний день институт развития — это эффективный живой организм, включающий в себя центр повышения профессионального мастерства педагогических работников, центр оценки квалификации, аттестация и обучение директоров образовательных учреждений, центр опережающей профессиональной подготовки, региональный модельный центр дополнительного образования». Реализуются программы повышения квалификации педагогических работников и дополнительного образования детей, – отмечают в «Инфоштабе».

К слову, эксперты намерены развиваться и дальше. К примеру, в планах на ближайшие месяцы – запуск программы профессионального обучения в рамках федерального проекта «Содействие занятости», создание центра профориентации и организация регулярной работы по профессиональной ориентации в рамках проекта «Билет в Будущее», запуск программы подготовки управленческих команд и пробный запуск сетевой образовательной программы по смешанной реальности для партнёров из Прикаспийских государств и стран Средней Азии. А также специалисты думают развивать всевозможные коллаборации в области образовательных и просветительских проектов с резидентами «Платформы».

Сделано «со вкусом»

Ну, после того как мы рассказали о специализации «Платформы», теперь же необходимо её показать изнутри. Экскурсию для журналистов вызвалась провести руководитель проектного офиса «Платформа Каспия» Лилия Резакова. Неописуемо красивые и атмосферные коридоры и кабинеты, оснащённые оборудованием по последнему слову техники. Как признаются в «Инфоштабе», такую аппаратуру они ранее никогда не видели.

И уже со входа их ждал сюрприз, так как уже на пороге они ступили не иначе, как в комнату отдыха. Официально это помещение носит название «Лекториум».

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова
Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова
Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

Именно в этом пространстве обычно и проходят практически все полуформальные и не профильные мероприятия. В том числе, он является местом встречи туристического клуба «Ирбис». Как отмечает Лилия Резакова, просветительская группа проводит свои собрания в стенах их учреждения каждую неделю, и такая программа отлично подошла бы для школьного образования:

«Ребята 20 лет занимаются просветительской работой, пытаются всех научить, как правильно ходить и не теряться в походах. Для Астрахани это действительно классная идея и она может быть составной частью освоения городских маршрутов. Здесь же проходит литературная гостиная Андрея Белянина», - рассказывает Лилия Резакова.

Экскурсовод также добавила, что она очень хотела бы, чтобы все площадки «Платформы» были максимальное количество времени задействованы именно в образовательном процессе. Примером тому служат и встречи литературных талантов, которым Андрей Белялин помогает оттачивать свои умения, а также найти пути реализации их творчества с практической точки зрения. Но одной литературой собрания не ограничиваются, так как по аналогичному принципу встречаются участники и с известными писателями, музыкантами и художниками.

Руководитель проектного офиса также заметила, что они организуют просветительские проекты по своей основной деятельности, в частности во всех школах в соответствии с новым стандартом должны появиться туристские клубы, школьные театры. Поэтому у них и есть турклуб, литературная гостиная, киноклуб – то есть именно так и формируется модельный процесс. Помимо вышеперечисленного, они выполняют и коммерческие просветительские проекты

После экскурсовод продемонстрировала своим гостям Центр Технологической модернизации образования. К слову, в самом начале была задумка спроектировать здесь пространство под большую проектную команду, в формате open space. Но, так как структура «Платформы» регулярно меняется под актуальные задачи, то в этом кабинете успел поработать, наверное, уже каждый из ныне работающих сотрудников института.

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

Институт не статичен, и здесь нет того привычного всем принципа, когда за одним сотрудником или отделом закреплено одно место. Поэтому смена рабочих пространств и проектной команды происходит регулярно.

«Отличительная черта Центра - полы один в один как в Чёрном Вигваме из саги «Твин Пикс»», – подмечают особенность журналисты.

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

Далее любопытные гости мимоходом заглядывают в кабинет руководителя института, и описывают увиденное так:

«Обещаем себе, что, когда вырастем, у нас тоже будут такие кабинеты».

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

Затем Лилия Резакова провела наших коллег в центральное помещение «Атриум». Когда только его проектировали, по задумке, здесь был традиционный зали с зеркалами и голубым потолком. Задачей же было сделать как можно более открытое и многофункциональное пространство. И этот план удалось воплотить в жизнь, теперь в этом помещении проходят все официальные мероприятия с участием руководства региона.

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

А вот в середине пути «Инфоштаб» ждала неожиданность – начало пути «Платформы». Так, одними из первых резидентов института развития были ребята из фотошколы «Культ».

«Мы вместе придумали, спроектировали фотостудию, долгое время, вплоть до этого года, занимались реализацией мероприятий. Сейчас мы решили уйти максимально от аренды пространства для фотосьемки к проведению непосредственно самих образовательных мероприятий. «Культ» переехал в новое место, а мы создаем на этом месте фото- и видеолабораторию для образовательных активностей», – делится планами экскурсовод.

Сюда приобрели всё недостающее и нужное оборудование, также сами обитатели пространства уже провели несколько курсов дополнительного образования. Как говорит Лилия, у этих ребят света, наверное, больше, чем у кого-либо в городе. Но это именно тот ресурс, который больше всего требуется специалистам института, так как здесь будут записываться, в первую очередь, видеолекции и проходить обучение тому, как данный процесс организовать в иных, отличных от профессиональной студии условий

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

Сейчас идёт проектирование соседней аудитории в формат видеостудии с шумоизоляцией и специальным оборудованием для записи онлайн-курсов и корпоративного обучения.

Далее Лилия презентовала аудиторию-фаворитку – «Бизнес-форум».

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

Стоящие в кабинете шкафы хранят в себе настоящую историю: в них хранятся разнообразные старые книги прошлого века, доставшиеся «Платформе» по наследству.

Фото: Объединённая редакция ШИ

А посередине зала – огромный стол. Когда его только задумали, захотели сделать цельный кусок доски. Ну, заказ выполнили, однако с размерами не подрасчитали, говорит Лилия, и стол элементарно не мог пройти в дверной проём.

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

«Как же стол в итоге тут оказался? А как шпионки из песни Высоцкого - через окно», – отмечают в «Инфоштабе».

А теперь наглядно продемонстрируем деталь из начала текста – что парты не обязательно расставлять по классике «в ряды». Таким образом институт решили показать учителям и руководству школ, что пространство может быть мобильным.

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

«Для того, чтобы педагогам стало это привычно, мы начали вести занятия с преподавателями в отличном от привычного для них формата. Стены вот разрисовали. Талант художника у нас обнаружился у представителя клининговой компании. Вот - результат», – уточняет гид.

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

Далее Лилия привела посетителей в максимально неформальную аудиторию под названием «Гармониум». Всего таких в стенах здания две – вторую же нарекли «Экспириумом». Обычно их задействуют под курсы дополнительного образования для детей

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

Услышав лишь одно название каждого из пространств становится интересно, какая же у него была предыстория. Гид поведала, что когда она со своими коллегами только вошла в здание, и закипела проектировка, в то время почти всё вокруг пустовало, а большинство соседних зданий были заброшены и заколочены в ожидании своих очередных владельцев. В «Астраханской» гостинце шёл ремонт, дороги были перерыты, «Белуги» и так называемого «барного квартала» не было ещё и в помине.

«Тогда мы решили, что можем стать некой платформой, вокруг которой начнётся развитие, и местом-форумом, на котором будет происходить обсуждение важных вопросов, связанных с развитием Астраханской области. А дальше уже от римского форума начали изобретать различные словоформы для образовательных пространств внутри института», – объяснила Лилия Резакова.

Далее в программе экскурсии стояло посещение «Практикуса», или простым языком – компьютерного класса. Техника для этой аудитории была специально выбрана мощная и для обработки любых материалов, так как с детьми в первую очередь занимаются именно цифровым творчеством. В том же «Практикуме» проводят и аттестацию руководителей образовательных организаций, поскольку один из этапов обязательно проходит на компьютере.

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

После журналисты отправились в собственный небольшой кинотеатр – уютный, представляющий собой миниатюрную версию фешенебельных кинозалов привычных ТРК. Но предназначен он отнюдь не для вечных развлечений, а для просвещения и образования. К примеру, сейчас сюда перебросили киноклуб «Восхождение», участники которого не только смотрят кино, но и активно его обсуждают. Подбираются киноленты не из попсового масс-набора, а те, что позволяют погрузиться в отчасти экзистенциальную философию жизни, чтобы диалог всегда был живой и глубокой дискуссией.

«Киноклуб идеально ложится в нашу парадигму, кинопедагогика – это полезно. Недавно с одним из своих сотрудников обсуждала методику преподавания истории, она рассказывала, что на уроке истории просмотр фильма «Спасти рядового Райана» дал ей больше, чем четыре прослушанных лекционных занятия», - подчеркивает гид «Инфоштаба».

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

Есть в институте, естественно, и проектный офис «Платформа Каспия», предназначенный для совместной работы. Как ясно из самого названия, здесь базируются в основном сами сотрудники проектного офиса, те люди, которые непосредственно управляют пространством «Платформы», и проектные команды института, которые будут создаваться для управления модельными образовательными программами профессиональной переподготовки и дополнительного образования.

Но работать над своими проектами здесь могут и люди все штата учреждения, однако объединённые общими целями для реализации тех или иных проектов с «Платформой».

«Это не аренда, это некий бартер: человек задействован в проектах института и получает вот такое удобное и креативное место для работы на период работы над совместными проектами. Проектный офис занимается в том числе развитием всевозможные коллабораций в области образовательных и просветительских проектов», – комментируют журналисты.

Вот как это работает: предположим, вы видеограф, тогда институт предоставит вам оборудование и площадь, чтобы вы смогли сами вести коммерческую деятельность. Но для самой организации вы будете снимать и вести занятия для детей.

Как говорит Лилия, перед ней и другими сотрудниками стоит задача спроектировать модель образовательной программы по подготовке преподавателей из экспертов. Не каждый специалист в той или иной отрасли умеет обучать, передавать другим свои навыки и знания, но это не значит, что в этом случае человек не сможет поделиться им.

«Перед нами стоит задача и, мы поможем сохранить и транслировать багаж компетенций экспертов специалистам отрасли. Научим учить, так сказать. Эти кадры нужны не только нам, есть запрос у всего Прикаспийского макрорегиона», – рассказывает экскурсовод.

Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова
Фото: Объединённая редакция ШИ/ Нина Попова

И в завершение культпохода компания из представителей СМИ и гида отправилась во двор. Здесь скоро, возможно, как феникс возродится из пепла книжный магазин, куда требуется для работы менеджер.

«Только сейчас, уходя, замечаем, что стены фасада «Платформы» теперь белые, обсуждаем, что не обратили внимание на смену декораций, когда пришли в гости. И тут выясняем для себя шокирующий и воодушевляющий факт: весь дизайн института, все помещения, аудитории и кабинеты – результат идей одного человека. Того самого, что посвятил нам последний час и устроил увлекательное путешествие по институту: Лилии Резаковой», – поразились журналисты «Инфоштаба».

Естественно, то, чем сейчас «дышит» «Платформа» – огромный труд целой команды. И одним клининг-менеджером, ставшей художницей – работа не ограничилась. К примеру, те же педагоги приняли в своё время роль сборщиков мебели.

Но и по профилю работы хватало всем: для юристов были огромные стопки документов, для бухгалтеров – не менее огромные стопки счетов. Но всё же была у всех них идейный вдохновитель и координатор, скромно и между делом, словно это и не особо примечательный факт, поведавшая об этом.