В своём послании Федеральному собранию президент хотя и не упомянул Астраханскую область напрямую, но отметил важность строительства транспортного коридора «Север — Юг». А это непосредственно касается нашего региона, который должен стать основным транспортным узлом нового логистического направления. Как идёт строительство и сможет ли область оправдать надежды?
А МЫ ПОЙДЁМ НА ЮГ
С самого начала СВО и последовавшего введения санкций стало ясно: без новых транспортных путей нельзя освоить доступные для нас теперь зарубежные рынки и экспортировать свою продукцию. Так стала очевидной необходимость модернизации потока «Север — Юг», который вообще-то существовал давно (договорённость между Индией, Ираном и Россией была достигнута ещё в 1999 г.), но был востребован в очень малой степени.
А между тем «Север — Юг», в отличие от других путей, например, морского маршрута через Суэцкий канал, позволяет в два и более раза сократить расстояния перевозок и снизить их стоимость. Новый транспортный коридор предусматривает три основных маршрута грузов относительно Каспийского моря, и один из них — Транскаспийский, который как раз проходит через порты Астрахань, Оля, Махачкала.
Так что, учитывая продолжающееся действие санкций, новый коридор призван стать ещё одной «дорогой жизни» — экономической.
Главное на текущий момент — модернизация Волго-Каспийского судоходного канала. Продолжается его дноуглубление, без чего ни о каких масштабных перевозках грузов говорить не приходится — суда в последние годы здесь регулярно садятся на мель.
Для наращивания грузопотока по Волго-Каспийскому судоходному каналу через порты Астрахань и Оля канал надо углубить до 4,5 м, что позволит заходить в порты более вместительным судам.
Работа идёт активными темпами, средства выделяются из федерального бюджета. В июле прошлого года начал работу построенный астраханскими корабелами земснаряд длиной 50 м и шириной 11,9 м. Он может производить выработку грунта на глубине от 2 до 10 м, максимальная производительность — 900 куб. м в час. Все работы надо завершить в 2023 году.
Тем временем астраханские судостроители планируют наладить серийное строительство земснарядов различных проектов и сделать регион центром строительства дноуглубительного флота.
У НАС БУДЕТ НОВЫЙ ФЛОТ
Однако будущее развитие транспортного коридора на Каспии актуализировало другой вопрос: а как мы будем перевозить грузы?
Рост грузопотоков только обострит проблему нехватки флота для грузоперевозок на Каспии. И здесь тоже надо спешить.
«На Каспии сегодня дефицит флота, поэтому на заводе «Лотос» (в Астраханской области — Ред.) по заказу государственной транспортно-лизинговой компании сегодня строят четыре современных контейнеровоза. Они выйдут на маршруты к 2025 году», — сообщил на днях министр промышленности региона Илья Волынский.
В ведомстве отмечают, что местные верфи имеют необходимую производственную базу для строительства подобных судов, а также опытных специалистов.
Кроме того, в 2024 году планируется сдать в эксплуатацию новый контейнерный терминал мощностью более 3 млн тонн грузов в год.
Помимо всего прочего, такие масштабные перемены важны не только в экономическом плане, но и в социальном — развитие транспортной инфраструктуры означает создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в местный бюджет, развитие инфраструктуры поселений. Возможно, это станет отправной точкой для того, чтобы остановить отток молодёжи и квалифицированной рабочей силы из региона и вывести регион с незавидных позиций по уровню качества жизни.