Не проходит и месяца, чтобы мошенники не изобрели новые способы одурманивания жителей и отъёма у них денег посредством интернет-технологий. И вот новая напасть: в последнее время астраханцы всё чаще стали обращаться в полицию с сообщениями, что мошенники обманули их в мессенджерах Telegram и WhatsApp. Как защитить сбережения от киберобманщиков, разбирался «АиФ»-Астрахань».
НЕ ДОВЕРЯЙ И ПРОВЕРЯЙ
По информации из регионального УМВД, схему жулики используют такую. Мошенники пишут астраханцам в мессенджере якобы от лица давних знакомых или родственников. Они присылают им просьбы о займе денежных средств, ссылаясь на те или иные сложные жизненные обстоятельства. А люди у нас, как известно, сердобольные и отзывчивые.
— Недавно в отдел полиции № 1 УМВД России по Астрахани обратилась 37-летняя жительница, которая работает менеджером по доставке товаров, — рассказали в правоохранительном ведомстве. — Женщина рассказала, что ей написал в мессенджер давний знакомый, который попросил занять 30 тыс. руб. Об обмане женщина узнала, когда уже перевела средства. При этом она до последнего думала, что общается со своим знакомым.
Главный вопрос — как жулики узнают номер нашего телефона, имя и другие персональные данные?
— Часто мошенники получают доступ к аккаунту через сообщение со ссылкой, например, о голосовании по какому-нибудь вопросу, об опросе общественного мнения и т. п., — объясняет специалист по IT-технологиям Павел Молчанов.
То есть вы получаете вроде бы невинное предложение высказаться, например, о продлении пенсионного возраста и ссылку в сети. Заходите, голосуете, пишете имя. Это и есть крючок, так как ваши данные теперь в руках у злоумышленников.
РАЗВЕЛИ НА 1,4 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ
Между тем в региональном УМВД зафиксировали очередную волну телефонного мошенничества. Например, используется такая схема.
Астраханке позвонил якобы сотрудник портала госуслуг и сообщил о несанкционированном оформлении кредита на её имя. Под предлогом отмены финансовой операции женщина установила на телефон приложение для удалённого доступа, затем самолично продиктовала злоумышленнику пароль для доступа к её смартфону. И тут же астраханка увидела в мобильном приложении банка, что на неё оформлен онлайн-кредит. Вскоре заёмные 1,4 млн руб. были переведены на неустановленный счёт.
Однако самыми уязвимыми в отношении мошенников остаются пожилые люди. Схема известная: звонок поступает якобы из банка, полиции, прокуратуры, ФСБ и тому подобное. Мошенники с ходу сообщают, что на человека пытаются оформить кредит или что они только что зарегистрировали попытку вывода денег с личных счетов. Многие верят.
Вторая схема относительно новая — это предложение заработать на неких виртуальных инвестиционных биржах, фондах, куда для включения в «схему заработка» предлагается регулярно перечислять оговорённые суммы.
Ещё одна схема — продажи и покупки в интернете, во время которых выманивают данные карты или дают ссылки для «безопасной» финансовой операции. Пострадавший думает, что ему поступят деньги, а на деле наоборот — средства снимают со счёта.
— Преступления в этой сфере в связи с их дистанционностью и задействованием интернета и сотовой связи относятся к числу трудно раскрываемых, — признают в правоохранительном ведомстве. — Мошенники зачастую находятся в странах, с которыми у нас напряжённые отношения. Как только мы в расследовании доходим до границы России, то дальше продолжать не имеем возможности. А что касается преступлений при продажах и покупках в интернете, когда мошенники находятся внутри страны, то они сравнительно быстро раскрываются.
— Если вам на телефон приходят подозрительные сообщения, удаляйте их немедленно! Чтобы защититься от попыток несанкционированного входа в ваш аккаунт, лучше использовать двухфакторную — на основе случайного подбора и цифр, и шрифтов — аутентификацию, дополнительные коды, пароли. Также при любых подозрениях надо убедиться, кто же на самом деле общается с вами со знакомого аккаунта. Просто позвоните этому человеку и проясните ситуацию.