Однажды он предлагает жить вместе и добавляет: «Буду любить твоих детей как родных». Однако на деле не всегда красивые обещания оказываются сбывшимися мечтами – и мужчины в ходе гаражных посиделок с друзьями не брезгуют называть своих пасынков обидными словами – «хвост» и «прицеп». В отдельных же случаях отчимы становятся настоящими отцами. «АиФ Астрахани» подготовил несколько ярких положительных примеров, когда отчимы стали роднее отцов.
Первый не лишний
Юрий Васильевич Тимофеев воспитывал Сашу с двух лет. Он без памяти влюбился в его маму 43 года назад. И по собственному признанию, сына своей пассии никогда препятствием для развития отношений не считал. Юрий брал с собой пасынка на охоту и рыбалку, воспитывал как настоящего мужчину, патриота. В какой-то момент они сроднились так, что стали похожи даже внешне. И комар носа не подточит, что Саша – не сын по крови. В браке у Юрия Васильевича и Александры Николаевны (мамы Саши) родилось еще четверо детей – три сыночка и лапочка дочка. Но Юрий Васильевич никогда не разделял ребят на «своих» и «чужого», он всегда считал Сашу старшим сыном. Сегодня все дети разлетелись по своим гнездам, но как минимум раз в год собираются у большого семейного очага, где всегда любят и ждут. Саша вместе с братьями живет и работает в Подмосковье. В апреле он выбрался на пару недель в родные края. «Когда сын мне позвонил и сказал, что едет, и уже в Волгоградской области, что-то внутри затрепетало, за что ни брался, всё валилось из рук. Я несколько часов просидел в ожидании возле калитки, то и дело выглядывал, не виднеется ли знакомая машина», - рассказывает Юрий. Разве это не показатель?
Кстати, семья Тимофеевых – образцовая в селе Травино Камызякского района – она несколько раз становилась лауреатом и призером районного конкурса на лучшее благоустройство двора, а также ни раз была отмечена в номинации «многодетная». А сам Александр сегодня повторяет судьбу своего отчима – он также воспитывает ребенка своей избранницы.
Золотая середина
Еще один пример, достойный подражания, – это взаимоотношения Виталия Голикова, председателя региональной федерации по авиамодельному спорту, и его падчерицы, педагога Сабины Алыковой.
Их первая встреча произошла, когда Сабине было 8 лет. В этом возрасте ребенок уже многое понимает, осознает и тем, наверное, сложнее объяснить, что за «дядя» появился у мамы. Но по воспоминаниям Сабины, их первая встреча с Виталием Николаевичем прошла как по маслу. Он пригласил девушку, которая нравилась (Венеру – мать Сабины), вместе с дочерью на пикник. «Папа сразу меня к себе расположил: он спрашивал, чем я увлекаюсь, кем хочу стать, когда вырасту. В этот же день научил плавать», - рассказывает наша героиня. Через 4 года в новоиспеченной семье случилось пополнение – Сабине подарили сестренку Алину. «Я не испытывала никакой ревности и обиды! Внимания всегда было поровну. А в каких-то спорных житейских моментах папа занимал объективную позицию и говорил Алине меня слушаться, ведь я старшая», - добавляет Сабина.
Виталий Николаевич привнес в семью традицию – на 8 марта и новый год он всегда дарил своим девчонкам дорогие духи. При чем Сабине по старшинству доставался флакон большего объема. «Я никогда не чувствовала себя ущемленной. Но при этом и избалованной не стала. Папа меня ругал, учил чему-то, но делал это педагогично и тактично. За 26 лет я ни разу не услышала от него грубого слова. Считаю Виталия Николаевича настоящим отцом, пусть не по документам, но по сути. И всегда искала мужа, похожего на папу», - резюмирует Сабина.
Больше, чем друг
Похожая история у Игоря и Арины. Игорь вторым браком женился на женщине, у которой была почти взрослая дочь. Возможно, поэтому Арина в отличие от предыдущих героев называет своего второго отца «дядя Игорь». Для нее он больше друг, верный помощник. Сегодня у девушки уже двое дочерей. Игорь считает их родными внучками, а девочку зовут его дедом. Игорь участвовал в организации арининой свадьбы, помогал ей переезжать в Санкт-Петербург. Родной сын Игоря от первого брака живет с его бывшей женой. Но это не мешает отцу с ним часто видеться, забирать на выходные и брать в путешествия по России.
Отметим, во всех описанных случаях у детей есть родные отцы. Они живы и даже здоровы. У Арины, к примеру, он моряк. Но, по словам, девушки, она и алименты от него получала через раз, не говоря уже о каких-то подарках. Сабина со своим родителем общается, но помогает ему она – уж так ее воспитал отчим.
Ольга Румынская, психолог:
Если у женщины есть пусть грустная, но спокойная уверенность, что отношения с предыдущим мужем завершены, «я ему больше не жена» – тогда дети успевают отгоревать (на это им нужно время), у них возникает ясность, что теперь необходимо адаптироваться к новым маминым отношениям. Если у женщины нет внутренней уверенности, и она находится в смятении, тогда ребенок, понимая, что родители «развелись не до конца», вероятно, будет помогать маме «выталкивать» новых избранников. Иными словами, большое напряжение между пасынком и отчимом может быть связано с невнятностью внутри сердца самой женщины.