Каждый третий рыбак - браконьер? Реки региона опутаны сетями

С 10 по 16 мая в нашем регионе прошла всероссийская акция «День без сетей». За неполную неделю из рек региона сотрудники Росрыболовства и волонтёры вытащили километры запрещённых орудий лова. Как бороться с браконьерами и насколько нужны такие сезонные акции, разбирался «АиФ»-Астрахань».

   
   

На промысел под покровом ночи

Проблема незаконного вылова рыбы, а проще говоря, браконьерства, в нашем регионе существовала всегда. Это, пожалуй, лишь в кино браконьер — угрюмый злодей, который ловит сетью с крючками краснокнижных осетров и объедается чёрной икрой. В реальности же к браконьерам можно отнести больше половины жителей сельских районов области.  Кто-то ловит рыбу, нарушая нормы закона, чтобы прокормить семью и лишнего не берёт, а кто-то действительно делает на этом большие деньги.  Нам удалось поговорить с одним из жителей села Болхуны Ахтубинского района, назовём его Русланом. Он признался нам, что иногда приходится нарушать нормы вылова рыбы, установленные законом, чтобы прокормить семью.

«У меня пятеро детей, жена, её престарелые родители тоже живут с нами. Ходим со старшим сыном и гарпуним на мелководье. Недавно покололи (запрещенный правилами рыболовства вид добычи рыбы. — Ред.) четырёх сазанов килограммов по 12 каждый, смотрим — квадрокоптер рыбохраны летит, так мы их побросали и бежать. Иначе штраф, который ударит по бюджету семьи. А потом ночью впотьмах возвращались, еле нашли мешок с сазанчиками. А ведь я их поймал, чтобы семью накормить. Получается, у нас в селе браконьер — каждый третий», — рассуждает селянин.

О спорных моментах законодательства в этом плане местные жители судачат уже давно. Но закон есть закон. Есть и те, кто  ведёт счёт рыбе не на штуки, а на десятки килограммов. Такие с гарпуном на сазана не ходят. Они расставляют сети, полностью перекрывая ход рыбы по узкой речушке или ерику.

Сотрудники пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области в  дни  проведения акции «День без сетей»  вытащили из рек области и раскатной части Каспийского моря сотни километров сетей, десятки снастей с тысячами крючьев, на которые обычно попадаются осётр, белуга, стерлядь, севрюга — осетровые, занесённые в Красную книгу,  лов которых строго запрещён законом. Только за первые дни акции вытралено более 80 сетей, выставленных для незаконной добычи осетровых, общей протяжённостью около 3000 метров. Обнаружено и изъято  около 20 «секретов», выставленных в запрещённых для вылова местах. В естественную среду обитания возвращено около 1000 особей как рыб частиковых пород, так и  осетровых.

Знай, что покупаешь

«Сейчас в регионе идёт завершающий этап ежегодной операции «Путина». Только за предыдущую неделю из воды поднято более 60 сетей, 10 крючковых снастей, свыше 60 незаконных орудий лова, 40 раколовок. В естественную среду обитания возвращено около двух тысяч особей рыб осетровых и частиковых видов. Предотвращённый ущерб водным биологическим ресурсам превысил 1 500 000 рублей», — сообщили в региональном УМВД

   
   

Правоохранители отмечают, что  уголовная ответственность предусмотрена не только для браконьеров — тех, кто непосредственно уничтожает рыбу, но и для тех, кто скупает её у правонарушителей.   Соответствующие поправки в УК были внесены в 2013 году.  Теперь, чтобы не стать фигурантом криминальной истории, у продавца обязательно нужно запросить документы, подтверждающие легальность происхождения товара.  Иначе может получиться, как в прошлом году. Тогда правоохранители задержали банду злоумышленников, которые торговали на рынке Селенские Исады браконьерской осетриной и чёрной икрой. Выяснилось, что дельцы приобретали ценное сырьё у браконьеров и перерабатывали незаконно добытую продукцию в подпольном цехе в Трусовском районе. Было проведено 18 обысков, обнаружено 400 килограммов рыбы осетровых пород и восемь килограммов чёрной икры.  А люди и не знали, что на рыбном рынке города покупают браконьерскую икру и рыбу. Согласно ч. 1 ст. 258.1 Уголовного кодекса РФ, приобретение особо ценных водных биологических ресурсов, их частей и дериватов (производных, к которым относится и икра) наказывается в лучшем случае исправительными работами. В худшем — лишением свободы. Сроком до пяти лет.  

— Я считаю, что все эти акции вроде «Дня без сетей» — дело хорошее и вроде нужное, — отмечает рыбак и общественный деятель Тимофей Азмарханов. — Но вот  к борьбе с браконьерством, они, к сожалению, не имеют никакого отношения. С браконьерами можно бороться только силовыми методами, при этом строго соблюдая принцип неподкупности. Скажу вам один факт, а вы уж сами делайте выводы. В восьмидесятые годы во всём Володарском районе было всего два инспектора рыбохраны. А браконьеров было не меньше, чем сейчас. И показатели были блестящие. А сейчас браконьерами кто только не занимается: и рыбохрана, и пограничники, и УМВД, и Росгвардия. А воз и ныне там. Делайте выводы.