Бизнес с протянутой рукой. Как бороться с астраханскими попрошайками?

Алексей Рязанцев / АиФ

На недавнем заседании Общественной палаты города в очередной раз встал вопрос: как убрать с улиц Астрахани попрошаек? Их всегда в наших краях было немало, но в последнее время наблюдается какое-то нашествие профессиональных нищих всех мастей.

   
   

Неприкасаемые

Горожане и сами видят — попрошаек на улицах города стало особенно много. Они повсюду: в торговых центрах, на рынках, автодорогах, остановках общественного транспорта, даже на пляже.

В УМВД по Астраханской области пояснили, что по закону попрошаек привлечь к ответственности можно лишь в том случае, если они ведут себя агрессивно и оскорбительно — настойчиво требуют денег, преграждают дорогу, дергают за рукав, угрожают. В таком случае их действия можно квалифицировать по ст. 20.1 КоАП РФ — мелкое хулиганство. Нарушение общественного порядка, явное неуважение к другим, нецензурная брань в общественных местах, повреждение чужого имущества — если эти признаки есть, протокол составят. В таком случае виновникам грозит штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Однако доказать подобное будет нелегко. Во-первых, нужны свидетели. Даже если они есть, далеко не каждый согласится свидетельствовать в рамках административного дела — кому-то некогда, кто-то не желает ждать приезда правоохранителей на жаре, а кто-то просто не хочет связываться с полицией. Да и сами нищенствующие не стоят на месте — они просто могут уйти и всё, а задерживать их оснований нет. И где их потом искать?

Есть и проблема посерьёзней. Как рассказал начальник отдела охраны общественного порядка городского УМВД Гиният Нуфтиев, нередко попрошайки — это инвалиды I и II группы. Арестовывать их по административным делам нельзя, а штрафы они просто игнорируют — с них даже через суд взыскивать нечего.

Кто крышует нищих?

Заместитель председателя городской общественной палаты Елена Симеонова на недавнем заседании подняла вопрос о принятии регионального закона, запрещающего заниматься попрошайничеством. Разговоры об этом нормативном акте идут в области уже лет десять. У нас закон так и не принят, однако в 20 регионах страны официально запрещено попрошайничать (к примеру, в Тамбове такой закон приняли в марте этого года).

По словам Елены Симеоновой, к нам в область едут «просители» именно из таких регионов. Они работают слаженно и чётко, это отлаженный бизнес с сильной «крышей».

   
   

Так, когда автор этой статьи пытался сделать фотографию мужчины, который на инвалидной коляске бесстрашно рассекал между авто по проезжей части и просил подаяния, ко мне подошел некий молодой человек, похожий на цыгана, и спокойно, но очень настойчиво порекомендовал прекратить съемку. И, знаете, мне не захотелось с ним спорить.

Так получилось, что свидетелем нашего общения стал водитель маршрутного такси номер 13, который стоял на конечной остановке маршрута, отдыхал. Он рассказал, что сюда, к железнодорожному вокзалу каждое утро в 6 часов цыгане привозят попрошаек: четырёх бабушек и двух колясочников.

«У них идет своеобразная планёрка, они что-то им объясняют, мотивируют, и машина уезжает, а попрошайки разбредаются по своим точкам», — рассказал водитель маршрутки.

Мы обратились за комментарием к главе цыганской общины области Григорию Кузьменко.

«Я считаю этот вопрос оскорбительным, — заявил он нашему изданию. — Как что-то плохое, так сразу цыгане: наркотики, самогон, попрошайки. Я не намерен это обсуждать».

Как бы то ни было, но некая картина складывается. У каждого нищего есть своё место работы в городе, своя точка. Обратите внимание — на одном и том же месте стоят одни и те же люди. Они работают по часам с перерывом на обед: с раннего утра до 12—13 часов. Затем до 15 часов их не встретить, а с трех дня до 7—8 вечера просители снова в деле. Причём с наступлением холодов в октябре — начале ноября они покидают свои «посты», а с мая вновь выходят «на смену».

Возможно, принятие областного закона исправит ситуацию. Также не исключено, что такой документ примут на федеральном уровне — проект соответствующего нормативного акта был разработан ещё в 2018 году. Он предусматривает увеличение штрафов для попрошаек в несколько раз, а для организаторов подобного бизнеса в Уголовный кодекс могут ввести новые статьи.

Руководитель движения волонтёров «Под крылом ангела» Марта Давидовская:

«Нужно разделять людей, которые действительно попали в трудную жизненную ситуацию, и тех, кто попрошайничает, превратив это в бизнес. В городе работают несколько благотворительных организаций, при них есть пункты помощи нуждающимся. Например, в наш пункт на улице Минусинской, 8 можно прийти и взять вещи, одежду, продукты совершенно безвозмездно. Но деньгами мы не помогаем. А попрошайкам нужны именно деньги. Попробуйте дать им молока или сосисок, они будут недовольны и потребуют рубли. Делайте выводы».