Судостроительная отрасль региона после многолетнего кризиса постепенно выходит на стабильный уровень. В регион поступают всё новые заказы на разные типы судов, рядом развивается большая портовая зона, и потребность в морских перевозках будет только расти. Каковы перспективы у судостроительных заводов и с какими новыми вызовами они столкнулись?
Заказы есть!
Сегодня в регионе в сфере судостроения трудится более пяти тысяч человек: инженеры, сварщики, электромонтажники, сборщики и другие специалисты. На астраханских верфях строят сухогрузы, танкеры, пассажирский и дноуглубительный флот, ледостойкие платформы. В последние годы число заказов на астраханских верфях выросло благодаря тому, что отрасль смогла миновать кризис. Сейчас уже трудно представить, что судостроители завода «Лотос» (около 900 человек) годами не могли получить зарплату, ситуация была крайне напряжённой. И только в 2022 году эта проблема была решена окончательно, завод получил новые заказы.
Это предприятие удалось реанимировать, но есть и печальные примеры судостроительных заводов, которые когда-то гремели на всю страну, а сейчас не работают. Например, морской судостроительный завод № 2 или Астраханская судоверфь. Печальное зрелище представляют сейчас разваливающиеся, пустующие цеха этих, между прочим, градообразующих предприятий. И это не единственный пример утраченных предприятий судостроительной отрасли региона.
Нам нужно свое
Но стенать о былом не конструктивно, работаем с тем, что есть. А есть заказы федеральные, которые надо выполнять. Самый «долгоиграющий» и проблемный — круизный лайнер «Пётр Великий». Его должны были сдать ещё в 2019 г., теперь, как все надеются, сдадут в этом году. Подобные круизные лайнеры класса «река — море» не строили в России 70 лет, возможно, навык растеряли…
Ещё астраханские судостроители получили заказ на строительство шести земснарядов для проведения дноуглубительных работ. Один из подобных объектов был сдан на заводе «Лотос» в прошлом году. Такие суда используют по всей стране для чистки рек от наносов, прокладки каналов и других видов гидротехнического строительства. Срок поставки первой партии — 2025 год, второй — 2026 г.
Также на заводе «Лотос» заложили киль двух контейнеровозов, спустили на воду самоходный земснаряд. Судно предназначено для дноуглубительных работ. Его изготовили для нужд Росморречфлота. Проект является важным в плане развития международного транспортного коридора «Север — Юг». В декабре прошлого года астраханский Южный центр судостроения и судоремонта заключил контракт на строительство четырёх сухогрузов-контейнеровозов смешанного класса «река — море». Все четыре судна планируют сдать до конца 2025 года. Они предназначены в первую очередь для перевозки контейнеров, в том числе рефрижераторных. Однако подобные суда могут возить также любые виды сухих грузов, в том числе зерно, лес, пиломатериалы и другое.
ЕСТЬ ТРУДНОСТИ
Однако наряду с новыми заказами появились и новые трудности, с которыми отрасль не сталкивалась ранее. Причина на поверхности — это антироссийские западные санкции. Судостроение оказалось наиболее подвержено влиянию ограничений. Всё дело в высокой степени зависимости от европейского оборудования, закупать которое теперь стало гораздо сложнее или вовсе не представляется возможным. «С учётом закупки существенной части оборудования в европейских странах возникли сложности с завершением проектов, спроектированных под использование импортного оборудования», — рассказали в региональном минпроме.
Возникли сложности с продолжением строительства серии земснарядов на заводе «Лотос», так как первоначально использовались оборудование и технические решения голландского производства.
Но проблемы удаётся решать. На помощь приходят российские компании, которые предлагают альтернативные варианты оборудования и программного обеспечения.
Судостроители отмечают, что главной задачей сейчас является разработка отечественных проектов судов, строить которые можно с использованием отечественного оборудования или оборудования из дружественных стран.
И ещё одна проблема — кадры. В отрасли срочно требуются рабочие руки, объявления о вакансиях публикуются на постоянной основе. Однако людей всё равно не хватает, кадровый потенциал за минувшие годы также был заметно утерян.