Ученик Астраханской лингвистической гимназии и Центра одарённых детей 17-летний Мухарям Бавиев создал систему учёта посещаемости уроков. Программа также может определять уровень подготовленности ребёнка к уроку. Новшество вызвало неоднозначную реакцию.
ПОСЧИТАЮТ ВСЕХ
Эта разработка — своего рода электронный журнал педагога, в котором ведётся учёт посещения занятий. Только отметки о присутствии учеников на уроке за учителя делает «умная» система по изображению с камер видеонаблюдения. Принцип работы такой: камера определяет количество учеников в классе, далее происходит идентификация личности каждого ребёнка. Затем отметка о посещаемости автоматически заносится в базу данных.
Систему уже успешно протестировали в региональном школьном технопарке, где она сумела правильно распознать группу из 14 человек и отметить присутствующих. Но это не всё. Одарённый школьник, как рассказал в своем телеграм-канале губернатор, планирует расширять функционал системы.
Так, по записи с камеры можно будет проанализировать, насколько хорошо школьники усвоили знания, составлять рекомендации по рассадке учащихся и отслеживать активность учеников на занятии.
Новость ожидаемо вызвала вопросы у родителей. Как, например, предлагается определять уровень подготовки к уроку? Это пока не уточняется. «Возможно, прибор будет определять степень волнения ребёнка. Опять же, не исключено, что будет учитываться температура тела, частота сердцебиения», — предполагает специалист в сфере IT-технологий Марат Агжмуратов.
Губернатор в своем посте о новой разработке сообщил и следующее: «Мы сделаем всё для того, чтобы поддержать наши лучшие умы». Фраза тоже вызвала вопросы. Идёт ли речь о поддержке новшества в плане внедрения его в образовательные учреждения региона, пока не ясно.
Однако, думается, что могут возникнуть трудности. Во-первых, это финансирование. Сколько средств понадобится, чтобы оснастить программой каждый класс в школах (в регионе их больше 250)? А по закону такие вещи должны финансироваться из бюджета, собирать на это деньги с родителей незаконно.
И главное — такая система предполагает тотальный контроль за всем классом, сбор персональных данных. Согласятся ли на эксперимент все родители?
Наше издание опросило двадцать одного родителя школьников, и только трое выразили согласие. «Пусть отмечают, хуже не будет. Неплохое предложение. А то, что система покажет ещё и уровень готовности школьника к урокам — это вообще круто!» — сказала мама семиклассника Людмила Алексеева. А вот мама четвероклассника Инга Бордовцева против: «Не понимаю, зачем это нужно. Почему моего ребёнка должна сканировать какая-то программа? Как это скажется на его здоровье?»
ДЕТИ ОКАЗАЛИСЬ УМНЕЕ
Напомним, в своё время в астраханских школах пытались внедрить систему электронных пропусков. Тогда каждый ученик с помощью специальной пластиковой карты-пропуска отмечался, когда пришёл, когда ушёл. СМС поступала родителям. Мол, ваш сын пришёл в школу в 8.00, а вышел, скажем, в 12.00, за два часа до окончания уроков. Родитель в курсе, что ребёнок не посещал занятия, а гулял.
Но подобная система сейчас работает в единичных учебных заведениях региона. «Трудности начались сразу. Дети стали терять пропуска, а без них в школу пускать нельзя, иначе теряется смысл всего процесса», — рассказывает завуч одной из городских школ. Кроме того, ученики стали хитрить, передавать друг другу пропуски и изобретать большое количество вариантов того, как можно уйти из школы, не попавшись.
В итоге администрациям школ надоели постоянные расходы на пластиковые пропуски (а по закону именно учебное заведение должно безвозмездно выдавать их ученикам) и жалобы родителей. Поэтому пропускную систему упразднили, ограничившись рамками-металлоискателями и электронными турникетами.