А кто будет учить? Непростая задача для директора школы

Школы области вроде бы хорошо подготовились к началу учебного года: сделан ремонт, закуплена новая техника и мебель, благоустроена прилегающая территория. Но остаётся вопрос номер 1: а кто будет учить?

   
   

МАТЕМАТИКА НЕ В НАШУ ПОЛЬЗУ

В Астраханской области не хватает учителей. Вслед за медиками они переезжают в Москву в поисках лучшей доли.

Два года назад, когда началась эпидемия коронавируса, оказалось, что у нас существует серьёзная нехватка медиков. А когда по всей стране начали открывать ковидные госпитали, дефицит врачей и медсестёр стал ещё острее. Из Астрахани медики ринулись в Москву и Питер. Там зарплата в «красной зоне» была в три-четыре раза больше, чем в местных медучреждениях.

Сейчас похожая ситуация наблюдается с педагогическим составом. В школах не хватает учителей, причём не только в сельских, но и в городских. В некоторых школах преподаватели ведут непрофильные для себя предметы и берут большое количество часов, доходит до трёх ставок.

Эту проблему обозначил на недавней пресс-конференции министр образования и науки региона Егор Угаров. По его словам, в регионе не хватает более 200 учителей. По большей части это преподаватели английского языка. А в сельских школах острая нехватка учителей начальных классов.

Михаил Батраев, учитель истории, рассказал нашему изданию, что вслед за женой, которая по профессии медик, два года назад уехал в Подмосковье в город Химки. «Устроился в школу и очень доволен. В Астрахани я получал 32 тыс. руб. (стаж работы — 19 лет), сейчас моя зарплата — 127 тыс. руб. Причём я подал резюме в три учебных учреждения, и везде меня согласились взять. Знаю, что многие мои коллеги, у кого есть возможность, уезжают из Астрахани. Причина — здесь большая нагрузка и небольшая зарплата», — рассказывает он.

   
   

ГДЕ ВЫХОД?

В минобразования региона пытаются решить существующую проблему. По словам Егора Угарова, в этом году в школах созданы педагогические классы. Параллельно перезагружается формат работы с АГУ по подготовке педагогов. Сейчас идёт активная работа с университетом по целевому обучению.

«Порядка 100 студентов по договору пройдут обучение и через четыре года мы увидим их в системе. Образование по договору они получают бесплатно», — отметил министр.

Между тем на сайтах, где люди ищут работу, множество вакансий для астраханских педагогов. Кстати, некоторые вакансии содержат предложение о переезде. Средняя зарплата астраханского учителя составляет 30 тыс. руб. А вот в Москве преподавателю русского языка и литературы предлагают уже от 70 тыс. руб. Педагог начальных классов в частной школе Сочи может зарабатывать от 40 до 70 тыс. руб.

А вот какие зарплаты предлагают у нас: руководителю академии английского языка готовы платить от 55 тыс. руб., учителю начальных классов в частном детсаду — до 48 тыс. руб., учителю русского языка и литературы в селе Новолесном — до 30 тыс. руб., логопеду-дефектологу — до 40 тыс. руб., учителю математики — до 20 тыс. руб., преподавателю физики в онлайн-школе — до 96 тыс. руб.

Так что достойную зарплату можно найти и на месте, но касается это, судя по вакансиям, немногих. С высокой долей вероятности можно утверждать: отток педагогов продолжится, и нужно искать все возможные пути для удержания учителей в родном регионе.

Общественный деятель Самига Куталиева:

— Я полагаю, что в регионе не хватает не 200 учителей, как было озвучено в министерстве образования, а больше. Видимо, посчитали свободные вакансии. Но к ним надо прибавить ещё и те ставки, на которых сейчас работают учителя по совместительству. Например, я лично знаю педагогов, которые ведут и русский язык, и литературу, и изо. Также многие совмещают географию и биологию, химию и алгебру. Не потому, что педагоги хотят больше заработать, а потому, что учителей не хватает. Вот им и приходится совмещать несколько предметов. Какой будет уровень знаний — судите сами. Например, в селе Иванчуг Камызякского района учатся около 150 детей, но уже отсутствуют порядка 20% преподавателей. Если уволятся и некоторые другие учителя, которые собираются переезжать, то местная школа может быть недоукомплектована на треть от штата. Этот вопрос надо решать на региональном уровне.