Ответ редакции
Правительство РФ рассматривает отказ от продолжения углубления Волго-Каспийского морского судоходного канала до 4,5 м. Как пишет “Ъ” со ссылкой на письмо вице-премьера Виталия Савельева президенту Владимиру Путину, на это есть несколько причин:
- Высокая стоимость — в 2023–2025 годах на дноуглубительные работы потратили более 11 миллиардов рублей, тогда как канальный сбор в 2024 году составил лишь 310 млн руб.
- Обмеление Каспия — по данным Минприроды, уровень моря опустился до –29 м и будет снижаться ещё 10–15 лет, что требует дополнительных вложений.
- Слабый спрос — по информации «Росморпорта», суда с осадкой 4,2–4,5 м составляют всего 6% от потока, а в 2024 году в порты Астрахань и Оля зашло только два судна с осадкой 4,5 м.
По оценке источника “Ъ”, углубление до 4,5 м экономически не оправдано: проходная осадка 4,2 м достаточна для сохранения грузооборота.