Деньги уходят в зону. Оправдала ли себя астраханская ОЭЗ «Лотос»?

В эти дни в Минэкономразвития РФ подвели итоги работы особых экономических зон в 2021 году и оценили их эффективность. Почему наша ОЭЗ «Лотос» заняла последнее место в рейтинге? 

   
   

Пока не в топе

Особая экономическая зона — это своего рода точка экономического роста того региона, где она находится. Здесь предусмотрен ряд преференций для инвесторов (резидентов) в виде различных льгот и сниженных налогов. Они в ответ должны реализовывать здесь свои проекты и создавать рабочие места. 

Власть тщательно следит за эффективностью этого нового инструмента развития — система оценки ОЭЗ основана не только на бюджетных показателях, но и на данных о деятельности резидентов, органов управления ОЭЗ, сроках существования площадок. И вот к какому выводу пришли в профильном министерстве.

«Особые экономические зоны доказали свою эффективность. Объём уплаченных в бюджет платежей резидентов ОЭЗ почти в три раза превысил объём полученных льгот (а именно 229 млрд руб.)», — такие данные приводит Минэкономразвития РФ.

Лидерами среди ОЭЗ стали «Технополис «Москва» и ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан). В отечественном рейтинге ОЭЗ «Лотос» занимает последнее, одиннадцатое место в группе «Умеренная инвестиционная привлекательность (ОЭЗ, находящиеся на стадии развития или требующие улучшения)». 

«Такая позиция обусловлена прежде всего состоянием бизнес-климата в стране, а он, как мы знаем, не очень благоприятный», — считает доктор экономических наук Игорь Евтеев.

К тому же, по оценкам экспертов, пока особой прибыли от работы ОЭЗ в бюджет региона не  поступает. Это вполне объяснимо, ведь на таких территориях изначально предусмотрена низкая налоговая нагрузка, иначе не заманить инвесторов. 

   
   

Подобные проекты рассчитаны на «длинные деньги», когда окупаемость того или иного предприятия-резидента ОЭЗ наступает через 10 и более лет. Здесь цель не быстрое получение прибыли, а развитие производства в регионе, создание рабочих мест, появление новых мощностей.

Очевидно, что пока региону трудно тягаться с такими тяжеловесами, как Москва и Татарстан. Но у нас есть и свои преимущества — так, ОЭЗ «Лотос» привлекает инвесторов из  Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана, а также даёт выход к рынкам Индии, стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Это  объясняется тем, что наша зона находится на пересечении международных транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг», что уже большой плюс.

Зачем нужен кластер

Хотя астраханский «Лотос», образно говоря, ещё не раскрылся, в регионе решено создать ещё одну особую экономическую зону.

В ноябре прошлого года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о создании новой портовой ОЭЗ в Лиманском районе на базе  действующего морского порта Оля. Её планируется включить  в Каспийский кластер вместе с зоной «Лотос». В итоге получим грузовую базу международного транспортного коридора «Север — Юг» с единой управляющей компанией.

Политолог Александр Васильев: «Пока ОЭЗ «Лотос» даёт только надежду и перспективу на лучшее. Кто-то из резидентов уходит, кто-то приходит. Некоторые проекты спорные. Например, многих астраханцев волнует вопрос строительства завода по производству моющих средств, который в ОЭЗ «Лотос» планируют реализовать иранцы. Химическое производство всегда несёт вред экологии, не исключено, что будет загрязняться Волга. Учитывая, что завод будет находиться выше по течению, в Наримановском районе, понятно, где в итоге сбросы окажутся. Почему у нас в регионе строят заводы по производству всякой химии, а не делается упор на овощи и рыбопереработку, понять сложно».

Проект планируется реализовать в два этапа. В рамках первого этапа будут модернизированы существующие причалы порта Оля. На втором этапе  создадут новый контейнерный терминал на Каспии. 

Цель — повысить конкурентоспособность российских портов на Каспии и привлечь дополнительный грузопоток из стран Ближнего Востока и Азии.

Деньги на эти цели есть: в будущем году регион получит 1,1 млрд руб. для модернизации причалов порта Оля и ещё 1,4 млрд руб. на создание инфраструктуры для строительства нового контейнерного терминала. Потому остаётся ждать, пока эти немалые вложения оправдают себя и пользу почувствует не только власть, но и  обычные астраханцы.