Деток – в клетку? Вандалы бушуют на астраханских улицах

Каракули - самое безобидное, что творят вандалы © / пресс-служба администрации Астрахани

С наступлением лета уличный вандализм стал настоящей проблемой для Астрахани. Хулиганы крушат всё на своём пути, число случаев порчи муниципального имущества растёт с каждым днем. Как бороться с дикарями, если большинство из них — несовершеннолетние?

   
   

Пройтись по парку

Не прошло и недели со дня официального открытия в Ленинском районе города нового скейт-парка, как там уже успели побесчинствовать вандалы. Они перевернули скамью, сломали беседку, испортили новый газон и «разбомбили» информационный щит.  

Глава города Мария Пермякова отмечает, что в последнее время участились случаи нападения на объекты благоустройства. От рук вандалов пострадал памятник осетру, который установлен на улице Свердлова. Также хулиганы разнесли парк в районе судоверфи имени Кирова, перебив там уличные фонари, а в Морском саду по улице Михаила Аладьина сломали уличные тренажёры.

Что касается скейт-парка, то в 50 метрах от него, прямо напротив, стоит стационарный пункт полиции. Но, по словам местных жителей, он чаще всего пустует. Кстати, закрыт на замок и аналогичный пункт в Братском саду, да и в других подобных пунктах редко когда увидишь стражей порядка. В чём дело?

«Не хватает людей», — нехотя комментируют в УМВД. При этом правоохранители уточняют, что свою службу на улицах города несут патрульно-постовые наряды, призванные следить за правопорядком. Но учитывая масштаб уличных бесчинств, патрульных явно не хватает. 

Как рассказали нашему изданию в региональном УМВД, всех вандалов можно разделить на две группы — это или ошалевшие подростки, или подвыпившие граждане постарше. Хотя встречаются и такие, кого не классифицируешь — например, те, кто тушит Вечный огонь в Братском саду (это совершеннолетние астраханцы). По словам правоохранителей, уличные вандалы особенно активны в тёплое время года. У подростков много свободного времени, которое они преимущественно проводят на улице.

Кто в ответе?

Проблема в том, что если вандал несовершеннолетний, то ответственность за него возлагают на родителей. ПДН штрафует взрослых по ст. 5.35 КоАП РФ «Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей». А дети между тем зачастую продолжают бесчинствовать. 

   
   

Как правило, тех, кто способен разгромить остановку общественного транспорта или перевернуть кабинку уличного туалета, постановка на учёт в детскую комнату милиции не страшит. Лишь в редких случаях малолетние вандалы каются.

Например, так было в случае с порчей мемориальных плит участников ВОВ в селе Сасыколи Харабалинского района этой весной. Оказалось, что школьники 10-11 лет скакали по памятникам, даже не подозревая, что делают, играли в догонялки. В итоге и дети, и родители покаялись, мемориал был восстановлен. Но это единичный случай из разряда «я не знал». 

Большинство вандалов вполне осознают, что делают, но объяснить свои действия могут не всегда. Взять хотя бы случай, когда компания из 10 друзей (от 17 до 23 лет) расписала каракулями весь центр города, включая ларёк, где продают кофе. Орудовали по ночам, и задержали их только благодаря   настойчивости хозяина кофейного ларька. Он установил видеокамеры и передал информацию в полицию.

Хозяин ларька установил видеокамеры. Так поймали вандалов. Фото: пресс-служба администрации Астрахани

Вандалы так и не смогли объяснить правоохранителям, зачем уродовали бессмысленными надписями здания в центре города. Молодые люди были не только оштрафованы, но и провели не один день, оттирая свои «художества». Вряд ли их теперь вновь потянет взять в руки баллончик с краской…

Но это — скорее исключение. Большинство случаев остаётся нераскрытыми, и как с этим бороться, пока не ясно.

Психолог, глава волонтёрского движения «Твой курс» по работе с трудными подростками Андрей Николаев:

«Большинство вандалов — молодежь, которой просто нечем заняться. Они никакой протест не выражают, чтобы ни твердили психологи, и не преследуют никаких идей, кроме одной — что-то испортить. Они такие, и не надо анализировать их поведение. Оно может измениться, только если что-то изменится глобально: подростки и молодёжь получат возможность бесплатно заниматься спортом, появятся бесплатные кружки или секции, усилится борьба с распространением наркотиков, продажей спиртного несовершеннолетним.  Самое меньшее, что можно сделать, — усилить работу сотрудников патрульно-постовой службы полиции, увеличить число видеокамер на улицах. А задержанных вандалов надо отчитывать на собрании, при большом скоплении народа в школе, училище или вузе. Людям должно быть стыдно, только тогда они не повторят бесчинств».