Около 900 очагов с начала года. Кому выгодны природные пожары в Астрахани

Информационный штаб / Объединённая редакция Инфоштаб

Ежегодно весной в Астрахани все, кто может покинуть город, это делают. Причина одна и та же: как только наступают тёплые дни, начинаются ландшафтные пожары, и дышать становится нечем. В квартирах невозможно открыть окна, не говоря уже о том, чтобы выйти на улицу. Кто поджигает степь и почему проблему не могут решить какой год подряд, разбирался «АиФ»-Астрахань».

   
   

Кому это надо?

Только вдумайтесь в цифру: с начала года в регионе, по данным ГУ МЧС по АО, зафиксировано более 844 ландшафтных пожаров! Неудивительно, что в этот период заметно возрастает количество обострений у астматиков и аллергиков.

«Люди жалуются на трудности с дыханием, зуд в глазах и носоглотке, астматический кашель, — говорит аллерголог Виктория Фокина. — Чтобы снять симптомы, нужно ликвидировать аллерген. А это невозможно, как все понимают. Поэтому мы, врачи, рекомендуем вообще не выходить на улицу в дни, когда пахнет гарью. Если очень надо, то выйти можно на недолгое время и только во влажной марлевой повязке (марли должно быть не меньше 6 слоев)».

Самое сложное время, как жалуются жители, — это вечер. Днем запах палёного уходит в атмосферу, а вечером, с понижением температуры, гарь осаждается ближе к земле. Поэтому проветривать квартиры вечером не рекомендуется.

Ещё одна показательная цифра — по данным регионального управления МЧС, только 2% пожаров в степи или в дельте возникают случайно: например, через стекло разбитой бутылки солнечный луч воспламеняет сухостой. В основном же причиной пожара является пресловутый человеческий фактор. Так кто же выступает в роли поджигателей?

Например, аграрии с помощью палов истребляют камыш и сухую траву для лучшего травостоя. Но многие эксперты считают, что палы, напротив, вредят почве и снижают её продуктивные свойства.

Кроме того, есть версия, что камыш в дельте Волги поджигают браконьеры, которые таким образом отвлекают внимание от себя. Пока в одном месте тушат пожар, они в другом спокойно ловят рыбу.

   
   

Однако, по словам самих браконьеров (нам удалось пообщаться с несколькими из них. — Авт.), им невыгодны поджоги. «Нам где-то надо прятаться, а если камыш выгорает, мы как на ладони», — говорят нарушители.

Дополняют нерадостную картину дачники и туристы. Одни с помощью огня избавляются от всего, что не нужно на приусадебном участке, другие жарят шашлыки и варят уху.

Только 2 % пожаров в степи или в дельте реки возникают случайно, в остальных виновны люди.

Штрафы не пугают

По словам правоохранителей, мало кто, разводя костерок для шашлыка, осознаёт возможные последствия. А при ветреной погоде любая искра может стать причиной пожара, который распространится на сотни километров.

Сейчас властям и спасателям приходится усиливать профилактическую работу. Так, в регионе уже создано более 50 мобильных бригад, в которые вошли представители МЧС, УМВД, Россельхознадзора, муниципальных образований, волонтёры. Работы у них в этом году много: уже горел Астраханский биосферный заповедник. Было выявлено 12 очагов возгорания. Огонь бушевал три дня на площади 8,5 га. К счастью, по данным учёных, животные и птицы не пострадали, но природе всё же нанесён вред. В огне погибла кормовая база, пострадала почва. Заповеднику предстоит восстанавливаться долгое время.

Правоохранители также считают, что для поджигателей следует ужесточить наказание. Действующие штрафы — от 20 до 50 тыс. руб. — их не пугают. А многие о них просто не знают...

Начальник отдела организации пожаротушения ГУ МЧС РФ по АО Александр Шилин прокомментировал ситуацию: 

«Тушить ландшафтные пожары особенно трудно, ведь огонь часто распространяется на труднодоступные объекты, куда не пройти технике. В дельте это водно-болотные угодья, например. Ещё одна трудность — при сильном ветре (а для нашего региона такая погода очень характерна) огонь может перекидываться на 300 м. Он минует спецполосу вспаханной земли, которая должна препятствовать его распространению.

Бывает, мы на месте застаём поджигателей. Вы думаете, они раскаиваются? Нет. Люди не осознают всю опасность ландшафтных пожаров. Из-за поджогов камыша в степи могут выгореть чабанские точки, фермерские хозяйства и населённые пункты. Те, кто поджигают степь, думают, что мы, пожарные, сможем потушить огонь, не допустить его к населённому пункту. Они не понимают, как это сложно, особенно когда горят километры участков с камышом».