Безрыбье и безводье. Кто виноват в гибели воблы в Астраханской области?

Паводок 2020 года, наверняка, войдёт в экологическую историю региона как один из лучших: воды было много, а вот рыбаков мало, точнее, не было вообще. Но итоги этого года — это сплошная беда, когда остаётся только посочувствовать и природе, и рыбе. 

   
   

Рекордные потери

Из-за жаркой весны в регионе рыба пошла на нерест в то время, когда паводок ещё не начался. А ведь о том, что искусственное половодье надо начинать раньше, учёные-экологи КаспНИРХа предупреждали.

«С учетом прогнозного графика спецпопусков воды с Волгоградского гидроузла ситуация с паводком-2021 может быть аналогичной половодью-2019, поскольку заложенные сроки начала, пика и окончания паводка практически одинаковые», — говорили они.

По мнению специалистов, паводок-2021 как раз и прошёл по сценарию 2019 года, неблагоприятного для нереста рыбы. Поэтому говорить об оптимальном естественном воспроизводстве биоресурсов не приходится. Мало того, что рыба отнерестилась в руслах, не дождавшись затопления нерестилищ и полоев, так ещё и погибло огромное количество воблы. И здесь виной всему выступает человек, точнее, его вопиющая и возмутительная бесхозяйственность.

Так, один из случаев масштабной гибели воблы зарегистрирован 4 мая вблизи села Зеленга Володарского района. Погибшую рыбу в огромном количестве обнаружили в канале шириной пять метров и длиной 320 м. По оценкам учёных, на 97% это была вобла и около 3% — серебряный карась и лещ.

Ученые также выяснили, что более 80% воблы было три года. То есть три года рыба жила, набиралась сил, чтобы потом задохнуться в узком канале…

   
   

На кадры с рыбой, плавающей по каналу вверх брюхом, больно смотреть. Негодованию в соцсетях нет предела.  Особенно возмутительно тонны мёртвой воблы смотрятся на фоне действующих норм вылова этой рыбы. Один рыбак не может поймать в день больше десяти вобл, иначе штраф. А в результате замора в Володарском районе погибло почти 300 тысяч особей. Кто за это ответит?

Как сообщили нашему изданию в природоохранной прокуратуре, ЧП произошло из-за того, что в дренажной системе оросительного канала отсутствовала металлическая задвижка. Очевидно, её похитили, чтобы сдать на металлолом. Оказывается, такие элементы гидротехнических сооружений часто похищают злоумышленники.

Ответственные за состояние канала не заметили, что задвижки нет. Халатное отношение к своим обязанностям привело к тому, что во время паводка несчастная рыба зашла в непроточный канал, а затем погибла там от нехватки кислорода. Выжить в канале глубиной от силы 40 см при температуре воздуха в 27 градусов и палящем солнце невозможно.

Ещё один замор рыбы случился в мае в Икрянинском районе. Здесь рыба попала в замкнутый пруд по трубе, расположенной под дорогой. Потом труба забилась грунтом, и молодь не смогла покинуть канал. Итог этого «рыбного беспредела» — значительное снижение популяции воблы, которое мы увидим в ближайшие два года.

Есть ли выход?

Для того чтобы не допустить массовые заморы рыбы в дальнейшем, по мнению специалистов, нужна действенная программа оздоровления западных подстепных ильменей. Она разрабатывается администрацией губернатора совместно с научно-техническим советом при Росводресурсах в Астраханской области. 

Кроме того, следует обратить внимание на состояние гидротехнических сооружений. В ближайшие три года в регионе планируют установить 13 гидротехнических сооружений. Деньги на проектирование, покупку оборудования выделяются из федерального и областного бюджетов.

«Гидротехнические сооружения — это прежде всего затворы, которые открываются и закрываются по решению водохозяйственного совета. Это делается для того, чтобы обеспечить пропуск рыбы или непропуск, если вдруг не соблюдается проточность», — пояснил заместитель председателя правительства области Михаил Богомолов.

Если подводить невесёлые итоги, то паводок в регионе решили продлить на 10 дней. Он завершится не 2 июня, как планировалось, а 12.  Спасёт ли это положение? Вряд ли. Нынешний паводок уже называют одним из самых неудачных за последние годы.

Директор Астраханского биосферного заповедника Николай Цымлянский:

«Последствия паводка этого года мы увидим ближе к зиме, когда малёк будет в водоёмах. Там мы ежегодно проводим контрольные выловы. Половодье было запоздалое, плюс сыграл свою роль небольшой объём воды. Нерестилища не были заполнены водой на должном уровне. Всё это говорит не в пользу паводка-2021».