Таблетка от инвалидности. Астраханцы жалуются на поставки льготных лекарств

Люди с проблемами в здоровье жалуются на невозможность получить многие лекарства по льготным рецептам. © / Таисия Мерчанская / АиФ

Проблемы доступности препаратов остаются самыми острыми в здравоохранении. В последнее время в редакцию «АиФ Астрахани» участились обращения льготников. Люди с проблемами в здоровье жалуются на невозможность получить многие лекарства по льготным рецептам. Очередная жалоба поступила от жительницы Харабалинского района Дарьи К. Астраханка боится оказаться в инвалидном кресле. Аналогичные проблемы поднимаются в недавно созданном медицинском чате «Астрахань. Здоровье». 

   
   

История болезни

В 2015 году молодой девушке из Харабалинского районаДарье поставили диагноз рассеянный склероз. Это заболевание считают потенциально инвалидизирующим. Вылечить его полностью пока невозможно, но есть способы уменьшить проявления.

«У меня было двоение в глазах, сильные головокружения. В отдельные дни, видимо, во время обострения, немели пальцы на ногах», - рассказывает астраханка.

После появления этих симптомов девушка прошла МРТ, на основании результатов которого и был поставлен диагноз.

Дарье назначили лечение. Сначала ей делали уколы, через какое-то время их заменили на капельницы. Но капать определенный препарат можно на протяжении 2,5-3 лет, после чего схему лечения вновь корректируют. В связи с чем нашей собеседнице в прошлом году капельницы заменили на таблетки кладрибин, выписали льготный рецепт, но забрать препарат Дарья до сих пор не может.

«В июле 2021 года я подала документы на получение таблеток, они, кстати, жизненно необходимые. В январе этого года решила выяснить, как продвигается решение моего вопроса, обратилась в харабалинскую поликлинику. Там мне ответили, что мои выписка и рецепт утеряны, я повторно собрала эти документы, после чего через неделю-две дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, предыдущий пакет тоже нашли, начали оформлять заявку. В конце января я снова обратилась в ЛПУ, где мне пояснили, что пока «тишина, по поводу лекарств сказать ничего не могут», - вспоминает Дарья. 

Девушка обратилась в региональный минздрав, где «стрелы» вновь перевели на районную поликлинику. А затем, по словам пациентки, пошли слухи, что попросту нет финансирования.

   
   

Аналог не альтернатива

Здесь стоит уточнить. Кладрибин относится к дорогостоящим препаратам. Его цена начинается примерно от 7 тысяч рублей. Осилить такое лечение за свой счет могут далеко не все.

Между тем, на фоне применения кладрибина отмечается уменьшение числа рецидивов, снижение активности заболевания в мозговой ткани и замедление прогрессирования инвалидизации пациента. А вот игнорирование предписанной схемы лечения может привести к тяжелым последствиям. Так, частые и интенсивные атаки в конечном итоге могут вызвать необратимое повреждение нервных стволов, приводя к серьезным нарушениям жизнедеятельности: параличам, нарушениям работы тазовых органов, снижению зрения, болям, снижению мышечной силы.

«Если я не буду лечиться, в конечном итоге могу оказаться в инвалидной коляске. Я очень боюсь, ведь у меня двое маленьких детей», - чуть не плача говорит Дарья К.

По словам астраханки, в харабалинской поликлинике предлагают альтернативу – не посоветовавшись с лечащим врачом девушки медики хотят заменить кладрибин на более дешевый аналог. 

Кстати:
Лекарственная помощь на дому является одной из ключевых проблем системы здравоохранения в России. Сегодня только 10,8% населения страны получают льготные лекарства, остальные оплачивают лекарства самостоятельно, что создаёт угрозы качеству лечения. При этом в зарубежных странах доля расходов государства на лекарственную помощь составляет 50-85%.

Это чревато не только повышением риска неэффективности терапии. «У меня есть и другие опасения. В самом начале своей борьбы с рассеянным склерозом мне заменили один препарат на аналог, в результате у меня была сильная аллергическая реакция вплоть до отека Квинке. Тогда меня спас папа, который является медработником», - вспоминает Дарья.

Нет гарантии, что события не начнут развиваться по старому сценарию.

Нужно немного потерпеть

Поэтому Дарья обратилась с жалобой в региональную прокуратуру, оттуда запрос перенаправили в Росздравнадзор. Свой запрос в профильное ведомство закинула и редакция «АиФ Астрахани».

Ответ пришел достаточно быстро. В территориальном органе Росздравнадзора по Астраханской области прокомментировали, что «лекарственный препарат «кладрибин» применяется для лечения высокозатратных заболеваний и с 2022 года включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП)».

«Централизованная закупка и распределение по регионам препаратов, включённых в программу обеспечения высокозатратных нозологий, в том числе лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием кладрибин осуществляется ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» Минздрава России.   Согласно заключенному государственному контракту от 17 марта 2022 плановая дата поставки кладрибина в «Астраханские аптеки» ожидается до 20 апреля текущего года», - сообщили в региональном Росздравнадзоре.

«АиФ Астрахани» будет следить за развитием событий и обязательно свяжется с Дарьей, чтобы узнать, получила ли она заветные таблетки.

Кстати, случай Дарьи не единичный, к сожалению. К примеру, в медчате пользователь Сергей жалуется, что уже два месяца не может получить «Оргаспорин» (применяется для профилактики реакции отторжения при пересадке костного мозга, почки, печени, сердца, комбинированного сердечно-легочного трансплантата, легких или поджелудочной железы), а Елена несколько раз спрашивает про поставки золендровой кислоты для лечения онкобольных. Данные вопросы астраханцев пока висят без ответов.

Фото: АиФ/ Скриншот из телеграма
Фото: АиФ/ Скриншот из телеграма

Между тем, в астраханском минздраве регулярны скандалы по вопросам лекарственного обеспечения.