Карине Бабаян: «Быть художником – это диагноз!»

Сегодня, 23 ноября, отмечается Международный день акварели. Инициатором учреждения праздника в 1991 году стал мексиканский художник Альфредо Гуати Рохо. Он был убеждён в том, что акварель способна не хуже живописи маслом передавать красоту мира, поэтому предложил ежегодно 23 ноября проводить Международный день акварели. «АиФ Астрахани» решил встретиться с астраханским акварелистом – художником Карине Бабаян, чтобы узнать преимущества этой техники, а также, чем женский взгляд на мир отличается от мужского.

   
   
Художник-аквалерист Карине Бабаян Фото: Объединённая редакция ШИ/ Инстаграм К. Бабаян

— Карине, сколько лет вы увлекаетесь живописью?

— Я рисую с детства, однако раскрыться смогла после рождения дочери, это уже случилось здесь, в Астрахани, куда я переехала 17 лет назад. Тогда я начала видеть цвета по-другому. Это оценила моя родная сестра, которая и подтолкнула меня продолжать творческий путь, способствовала развитию. Так, в 2010 году я поступила в Астраханскую художественную школу № 1, где стала обучаться различным техникам: масло, акварель, гуашь. Окончила школу с отличием.

— Вы помните свои первые работы?

— Безусловно. В числе первых картин – пейзажи, к примеру, дождливый день, и натюрморты – много цветов в вазах. Я начинала писать кисточкой и шестью цветными медовыми акварельными красками. Знаете, это самая обычная школьная палитра, с которой ученики приходят на уроки ИЗО.  Акварель одалживала у брата, он тогда учился в девятом классе. Заимствовала у него и альбомные листы. Уже тогда я сделала для себя ряд открытий. 

— А почему Вы выбрали для себя именно акварель?

— Я рисую и в других техниках. Работаю с маслом и акрилом. Но акварель мне наиболее близка. Акварельные картины привлекательны лёгкой, полупрозрачной, воздушной текстурой, а также экспрессивностью, эмоциональностью и непосредственностью. Именно такое настроение создаёт акварельная техника. Результат достигается за счёт чистых оттенков, эффектных цветовых переходов и быстроте исполнения. Картины буквально «пропитаны» воздухом, даже если в палитре преобладают тёмные тона.

   
   

По сложности исполнения акварельные картины не уступают масляным работам. Чтобы добиться красивых переливов, художники тратят много времени на оттачивание мастерства. Картину, написанную маслом, можно досконально повторить, исправить какие-то огрехи, с акварелью так не получится. Ошибка может стать роковой.

— Что вы больше всего любите рисовать?

— Я обожаю закаты! Именно закаты дают реальный цвет. В закате даже грязь и лужи смотрятся восхитительно. В целом я рисую только то, что хочу, то, на что у меня есть вдохновение.

В числе моих работ есть и портреты, но они даются мне по настроению, я считаю, что просьба кого-то нарисовать обесценивает мой труд. С портретами связаны две интересные истории из моей практики. Однажды ко мне подошёл армянин с некрасивыми чертами лица и попросил написать его портрет. Я понимая, что нужно будет просканировать его лицо, каждый прыщик и морщинку, отказалась от этого заказа. Меня не «зацепили» его глаза, не тронули.

Однажды я нарисовала брата. Его портрет теперь висит у мамы. А вот с сестрой, по моему мнению, совпадение вышло примерно на 70-80%. Её портрет я экспонировала на одной из астраханских выставок. И что вы думаете? Ко мне подошла девушка, которая оказалась очень похожа на ту, что я изобразила, рисуя портрет сестры, и очень удивилась, где я взяла её фотографию.

Девушка узнала себя на портрете Фото: Объединённая редакция ШИ

Мне нравится рисовать пейзажи. Я ищу и хочу найти красоту там, где её нет. К примеру, я была в шести городах Армении, но только в одном смогла творить. Кстати, в Астрахани, у меня получаются картины, наверное, потому что в нашем городе ещё много уголков, куда не добрались глаза художников.

У меня много картин со степью, сеновалом, лотосами, маками, сиренью. Во время прошлогоднего карантина я выглянула в окно и умилилась. У соседей был накрыт стол, а в центре стояла ваза с цветами. Меня это наполнило.

Карине запечатлела соседский стол Фото: Объединённая редакция ШИ

— Существует стереотип, что художник-женщина иначе видит окружающий мир. Вы согласны с этим?

— Больше да, чем нет. Хотя каждый случай индивидуален. Для меня мужчины более ограниченны, у них свой взгляд. Женщины же хотят смягчить углы, украсить. Это нормально. Женщины более эмоциональные, чувствительные, нежные. Что касается лично меня, я стараюсь балансировать, так как у меня есть мужской стержень. Мне не хочется «бантиков», чего-то слащаво-приторного. Однажды я увидела необычный букет из овощей, в котором доминантой была капуста. И эта капуста оказалась для меня в сто раз краше, чем стандартная ярко-алая роза.

— Сколько времени вы уделяете одной работе?

— Если картина простая, например, какой-нибудь пейзаж, то заканчиваю за день. При высыхании акварель теряет первоначальную насыщенность, палитра становится более блёклой. Поэтому через 2-3 дня возвращаюсь к работе и корректирую некоторые места, что-то подкрашиваю.

У меня должно появиться ощущение, что картина закончена. Я должна получить эстетическое удовлетворение от увиденного. Бывает, что глаз замыливается и не видишь ошибки в первое время после высыхания, тогда возвращаюсь к работам через год. Так, на одну картину уходит от одного дня до года. 

— Есть ли у Вас самая любимая картина?

— Я нарисовала в технике акварель копию «Девятого вала» Ивана Айвазовского. Над этой картиной работала почти два года. С перерывами. У мужчин-художников, которые часто бывают сексистами и не признают успехи коллег-женщин, после знакомства с моим «Девятым валом» вопросы отпали сами собой. Эта копия висела и в картинной галерее им. Догадина и в доме купца Тетюшинова.  Картина для меня особенно ценна. Поэтому я не стала ее продавать, а оставила себе. Хочу, чтобы она украшала мой дом.

— А кроме «Девятого вала» экспонируете свои работы дома?

— Нет, я не люблю самолюбование. Я покупала работы других художников, собрала экспозицию. И приобщаю к искусству других. Однажды, будучи в гостях, я случайно увидела в летней кухне репродукцию очень хорошего качества васнецовской «Аленушки». И это работа неизвестного художника оказалась оригинальной. Стала упрашивать хозяев отдать мне картину на реставрацию. Сегодня «Аленушка» висит у них в гостиной.

— Вам жалко расставаться со своими работами?

— Признаюсь, у меня был такой период. Все картины я считала своими малышами. Потом как-то отпустило. Сколько картин мной написано, я уже не сосчитаю, они разъехались не только по российским регионам, есть даже в других странах. Активно участвую в благотворительных мероприятиях. Однажды в ходе концерта, проводимого армянской диаспорой, мою работу продали за 75 тысяч рублей. Вырученные средства пошли на благотворительность.

— А Вы обучаете рисованию?

— Да. Правда ограничительные мероприятия пока внесли свои коррективы в этот процесс.

Знаниями пора делиться. Когда я преподаю, у меня нет цели выдать учащемуся сертификат об окончании — не для корочки все это делается. Моя цель — чтобы человек по завершению обучения был удовлетворен своей работой и восхищался, когда будет на нее смотреть. И все-таки я больше наставник-консультант. Помогаю, пробуждаю, советую и направляю ребенка. А получить образование можно в учебном заведении.

Я сотрудничала со школой-интернатом им. Степана Здоровцева. Решила организовать для детей флэшмоб. Сначала они нарисовали всё, что хотели. Это было До.  Затем мы занимались три месяца. И они нарисовали тоже самое, только После. Мы организовали выставку с результатами в сравнении. Это мероприятие посетил директор художественной школы № 11, и двое детей попали на бесплатное обучение в учреждение.

— Какие напутствия или советы вы можете дать потомкам?

— Я искренне хочу, чтобы творчество было в жизни каждого человека. Не все двери были открыты для меня в Астрахани, когда я только начинала. Если не отворяется одна, надо стучать в другую. Какая-то обязательно откроется. Главное, не опускать руки. 

Если ты хочешь рисовать, ты в любой ситуации создашь свое искусство. Быть художником — это диагноз. Если человек живет творчеством, в буквальном смысле «заболел» этим, то это не остановить. Ведь с помощью картин наша душа хочет выразиться. Когда у меня что-то не клеилось, я бросала. Но жизнь серая, и я поняла. Что не могу без картин.

Поэтому лучше развиваться, а не заниматься самобичеванием. Если вы ещё не состоялись, значит, вы не нашли своего мастера, учителя.

Бывает такое, что вас одолевают переживания и сомнения, а высказаться близким в силу определённых обстоятельств вы не можете. Выручает бумага, она всё стерпит. Я выплёскиваю свои эмоции в картинах. А потом, как только ты начинаешь рисовать и верить в себя, тебя находят не только картины, но и ценители твоего искусства.

— Поделитесь своими планами.

— Я хочу организовать и открыть галерею искусства живописи. Чтобы в этом месте могли выставляться начинающие художники, делать свои первые шаги, а у учителей была возможность найти своих самородков. Так, во Франции и ряде других европейских стран это активно практикуется. В России же подобных студий-галерей, к сожалению, практически нет.

Досье:
Художник Карине Бабаян Родилась в Армении, городе Бюрегаван. Закончила Ереванский колледж информатики по специальности оператор-электрик. С 2004 года живёт в Астрахани. В 2010 году поступила в художественную школу № 1 и в 2013-м году закончила её с отличием. Участвовала в многочисленных выставках. Среди них: «Женский взгляд на красоту-2015», «Жизнь в ярких красках», Астрахань – ART-молодость-2014, «Армения глазами художника» и т.д. Организовывала выставки и арт-проекты: «Гармония души» (2014) в обществе армянской культуры «Арев», «Открываем новые имена» совместно с библиотекой-филиалом № 17.