В Астрахани представят Большой хоровой концерт Сергея Рахманинова

Информационный штаб / Объединённая редакция Инфоштаб

Православие объединяет людей с целью очищения каждой конкретной души. Существует два способа объединения: во зле и в добре. Как показывает жизнь, всегда найдётся группа единомышленников на что-то недоброе. В добре же объединиться люди редко способны, потому что только в Вере мы можем быть едины по-настоящему, т.е. — в любви.

   
   

На 4 ноября 2023 г. в православном календаре приходится празднование иконы Казанской Божией Матери. Казанский образ Богоматери воспринимали как некий духовный символ ополчения. По сей день образ Божией Матери служит символом надежды, защиты и покровительства.4 ноября отмечается и День народного единства – праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны о важности сплочения.

В этот вечер Хор Астраханского государственного театра оперы и балета под управлением дирижера - главного хормейстера театра - Алексея Мелькова исполнит «Всенощное бдение» — одно из главных сочинений Сергея Рахманинова. Это сочинение явилось реакцией композитора на события Первой мировой войны, в то же время, это вершина русской духовной музыки. Всенощное бдение состоит из трех богослужений: вечерни, утрени и первого часа. Вечерня тематически связана с сотворением мира, грехопадением первых людей и надеждой на будущее спасение. Утреня означает явление Господа в мир и Его будущее воскресение. Вслед за последним благословением священника читается первый час, служба смиренного, покаянного устремления к Богу.

Сергей Васильевич вспоминал: «Во «Всенощной» я больше всего любил один кусок — из пятого гимна «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром». В конце там есть место, которое поют басы, очень тихое исполнение. Меня спросили: «Где на свете Вы отыщете такие басы? Они встречаются так же редко, как спаржа на Рождество». И, тем не менее, ему я знал и был совершенно уверен, что к русским басам могу предъявлять любые требования! Публика всегда, затаив дыхание, слушала, как хор спускается вниз…».

«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остаётся желания творить, не остаётся иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний» .
Сергей Рахманинов, 1934 год

Во втором отделении концерта будет исполнено одно из первых произведений зарубежного периода. Судьбы эмигрантов Надежды Плевицкой и Сергея Рахманинова переплелись, когда оба приехали на гастроли в Нью-Йорк, Рахманинов так впечатлился ее исполнением народной песни «Белилицы, румяницы вы мои», что задумал написать к ней аккомпанемент. Так закипела работа над новым циклом «Три русские песни» для смешанного хора и оркестра». В русской музыке сложно встретить ностальгических чувств более сильных, чем у Рахманинова. Он не любил цитировать народные песни, так как его музыка сама близка русскому народу.

3 песни в единой трагической концепции, как и во всех поздних произведениях:

   
   
  • Первая песня «Через речку-реченьку» мужская группа;
  • Вторая песня «Эх, ты Ванька» женский хор;
  • Третья песня «Белолицы, румяницы вы мои» - ревнивый муж хочет побить жену.

Связь между песнями – идейная направленность – тяжелая драма безнадежности, отчаяния, так мучавшие композитора в эмиграции.