Астраханский театр оперы и балета завершил 27-й театральный сезон

27-ой театральный сезон 2022–2023гг. Астраханского государственного театра Оперы и Балета прошел на особом подъеме, несмотря на непростое для всех нас время. Особенно приятным становится возрастающий запрос зрителя на качественные спектакли, а также возможности их осуществления, в чем государство принимает непосредственное участие, осознавая важность приобщения людей к прекрасному.

   
   

Также стоит отметить, что театру удалось реализовать все заявленные планы, получив от них максимальную отдачу—   огромный интерес астраханской публики не только к самим мировым шедеврам, но и к новым, смелым решениям их современной интерпретации.

Сезон был открыт проектом «Русские оперы в Астраханском кремле»  (который уже отметил свой 10–летний юбилей!)— премьерой оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Постановочной группе — главному дирижеру театра В. Воронину, приглашенным режиссеру–постановщику К. Балакину и художнику–постановщику Е. Вершининой, по словам прессы,«удалось создать спектакль, гармонично сочетающий исторические реалии, столь уместные в этом знаковом месте Астраханском Кремле». Отметим также бесценный вклад ведущих солистов столичных театров России, исполнивших заглавные партии в опере: Н. Казанского, М. Пастер, А.Краснова (Большой театр), Г. Перязева, А. Зорина (Мариинский театр).

С 1 по 4 октября 2022 г. театр принимал участие в VII Фестивале музыкальных театров «Видеть музыку» в Москве, где  на Новой сцене Большого театра России представил оперу Дж. Верди «Риголетто» в постановке режиссёра М.  Панджавидзе. Как отметил авторитетный журнал «Музыкальная жизнь»: «…Астраханцы приняли на себя серьезный вызов и достойно показались на фестивале…». Главные партии в премьерных показах исполнили солисты Большого и Мариинского театров.

Настоящим событием явились премьерные показы двух знаменитых балетов — «Раймонда» А. Глазунова и «Медный всадник» Р. Глиэра. Последний — к 350–летию Петра I — стал победителем Президентского фонда культурных инициатив в проекте «Медный всадник. Живая история. Петр I в Астрахани». «Визитной карточкой» театра стал уже привычный, выдержанный стиль его постановок — гармоничный баланс между традицией и новаторством, который успешно воплотили на сцене дирижер-постановщик Валерий Воронин, балетмейстер-постановщик н. а. России Ю. Клевцов, художник–постановщик, художник по костюмам, заслуженный художник России из Санкт–Петербурга Олег Молчанов.

Конец 2022 г. по традиции завершился детской Новогодней премьерой. В этот раз юных зрителей порадовала музыкальная сказка «32 декабря или корзина подснежников» на музыку П. И. Чайковского и В. С. Калинникова. Автором либретто по мотивам чешской народной сказки выступил С. Дягилев, постановку осуществил гл.режиссер театра А. Смирнов.

Волшебную предновогоднюю историю продолжил творческий проект «Русские оперы в Астраханском кремле. Зимняя сказка. Снежный сон». (муз.руководитель и дирижер–постановщик проекта В. Воронин, режиссер Е. Ярмухаметова и А. Смирнов, хореограф А. Дорофеев, художник по свету — И. Вторникова.) На специально созданных для этого ледово–сценических площадках, с новейшими техническими и световыми решениями, предстали ведущие артисты Астраханского театра под музыку Н. Римского–Корсакова, Е. Крылатова и Н. Стрельникова.

   
   

2023 год в нашей стране знаменуется празднованиями 150–летия со дня рождения величайшего русского композитора ХХ в. С. В. Рахманинова. Ради этого крупного события в музыкальной культуре России силами Астраханского театра, в частности художественного руководителя и главного дирижера В. Воронина, с 5 февраля по 28 мая удалось осуществить сложный и интересный проект «Рахманинов. Антология русского гения». Проект стал обладателем гранта Российского фонда культуры и вместил в себя шесть мероприятий.

Были представлены премьеры двух одноактных опер С. Рахманинова: «Скупой рыцарь» и «Алеко». В исполнении заглавных партий приняли участие И. Банник (Мариинский театр) и Т. Дубовицкий (Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета). Исполнение «Рапсодии на тему Паганини», 1–ого и 4-ого концертов С. Рахманинова украсили известные пианисты — П.  Лаул, С. Бугаян и обладатель Гран–при конкурса Monte Carlo Piano Masters М. Култышев. Все это, а также «Симфонические танцы», симфоническая поэма «Колокола» и вторая симфония прозвучали в прекрасном исполнении музыкантов оркестра театра под управлением В. Воронина, чье дирижерское мастерство вновь порадовало не только поклонников оперы и балета, но и любителей симфонической музыки.

Завершился проект камерным концертом вокальной музыки Рахманинова.

В этом сезоне количество зрителей, посетивших театр, составило: 163 875, в том числе по «Пушкинской карте» – 24.886.

Что ж, учитывая такой объем проделанной работы, принесшей столько эмоций и незабываемых впечатлений артистам и зрителям, можно с уверенностью сказать, что у коллектива Астраханского театра Оперы и Балета есть вдохновение для последующих устремлений к новым творческим рубежам в грядущем 28 сезоне, ведь как писал А. П. Чехов, «…кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют…».