Автобус, электричка, речной трамвай. «Три транспортных кита» Астрахани

Осенью в нашем городе начали работу специалисты федерального РосдорНИИ, которые разрабатывают новую транспортную схему. Окончательные итоги работы они представят в декабре, но уже можно говорить об общей концепции проекта. Как же изменится система общественного транспорта в столице области?

   
   

Позади России всей

Сейчас  в Москве проходит «Транспортная неделя — 2021» — одно из главных событий в транспортной сфере страны. К сожалению, наш регион там фигурирует как пример наихудшего положения с общественным транспортом.  «Так, как в Астрахани  сегодня сформирована и действует система общественного транспорта, так работать нельзя», — считает глава региона Игорь Бабушкин

В области решено выстроить новую систему пассажирских перевозок. Разработкой соответствующего проекта сейчас занимаются специалисты Российского дорожного научно-исследовательского института (ФАУ «РосдорНИИ»).

Уже известно, что ни трамваи, ни троллейбусы на улицы города не вернутся. Во-первых, это большая финансовая нагрузка на бюджет области, во-вторых, дороги, где раньше ходили трамваи, уже переделали под автомобильное движение. Многие выражают сожаление, что власти окончательно решили отказаться от пассажирского электротранспорта. Инициативная группа даже  записала обращение к президенту РФ. Но власти категоричны и уступать горожанам в этом вопросе не намерены.

Сейчас основным транспортом для граждан являются маршрутные такси, стоимость проезда в которых за последние два месяца поднялась с 25 рублей до 30. О комфорте и безопасности проезда в них говорить не приходится. Всего определено 113 маршрутов, но реально работают только 64, наиболее востребованные.

«В отдалённые районы города проехать проблематично, а после девяти вечера вообще не уедешь. Картой оплатить проезд нельзя, что добавляет неудобств, — говорит заместитель руководителя региональной «Ассоциации автотранспортников» (РАСА) Дамир Булатов. — Если оставлять маршрутки как  часть структуры общественного транспорта, то эти вопросы необходимо проработать».

   
   

Сколько нам ещё ждать?

Окончательный проект системы городского общественного транспорта будет готов в декабре этого года, но уже известно, что главный упор в нём делается на  автобусы. Ранее губернатор  заявил, что  новые автобусы в Астрахань не придут до тех пор, пока не будет создан муниципальный автобусный парк.

Работа в этом направлении идёт. Автобусы  планируется пустить по  48 маршрутам (83 больших автобуса, 225 средних и 154 малых). Автобусы большой вместимости будут курсировать по шести магистральным маршрутам, основным, самым протяжённым по городу. 

Общественный деятель Алексей Царев: «В 2017 году «Астраханьпассажиртранс» прекратил своё существование из-за того, что предприятию не выплачивали из бюджета субсидии на компенсацию выпадающих доходов. Нежелание власти тратиться на общественный транспорт привело к сегодняшнему хаосу в этой сфере. Сейчас вроде бы её готовы финансировать, правда, непонятно, где будут брать деньги, ведь речь идёт о сотнях миллионов рублей. Но в целом стратегия верная — нужен единый оператор пассажирских перевозок».

Планируется, что часть автобусов будет закуплена на средства областного бюджета, а часть (большая, судя по всему) на субсидии из федеральной казны. Также предусмотрен запуск речных трамвайчиков или речного такси и городской электрички. Что касается маршруток, они останутся, но в гораздо меньшем количестве. 

Новая система требует не только автопарка, но и обустройства остановок. В отдалённых районах города на конечных пунктах следования с ними особенно плохо. Придётся заняться и дорогами: на них должны появиться выделенные полосы для общественного транспорта.

В РосдорНИИ отмечают, что на внедрение новой системы общественного транспорта в среднем, по опыту других городов, уходит два-три года.  Но астраханцы готовы ждать, ведь в итоге, если верить проекту, мы сможем наконец с комфортом передвигаться по городу. Комфорт нам тоже обещают: так, в проекте новой пассажирской транспортной системы указано, что транспорт должен ходить по расписанию, предусматривается безналичный расчёт, а в салонах обязательна система кондиционирования. Скорей бы!