Новые рабочие места, прекращение оттока жителей из региона, повышение качества жизни — всё это должна дать области перезагрузка, которая ожидается в связи с реализацией «Мастер-плана по развитию Астраханской агломерации». Что это, реальный проект или очередной прожект, разбирался «АиФ Астрахани».
Забудьте, что у нас есть газ!
Начнём с того, что одобрения заслуживает сама идея подойти к вопросу возрождения региона системно и планово. Не хочется нагонять тоску, но ситуация в области в последние годы, вопреки всем усилиям властей, остаётся неважной. Главный показатель — люди продолжают активно «голосовать ногами», массово покидая прикаспийский регион в поисках лучшей доли.
Есть ли у нас план по выходу из тупика? Теперь есть. Для начала поясним его основной термин «Астраханская агломерация». Под ней эксперты понимают Астрахань и прилегающие к ней районы области: Володарский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Лиманский, Наримановский, Приволжский. Общая площадь агломерации — 26,3 тыс. кв. км, а население — порядка 837 тыс. человек.
Вот для этой территории и создали «Мастер-план Астраханской агломерации». Это вполне серьёзный проект. В конкурсе на его создание участвовало несколько компаний, а победителем стало ГАУ «Институт генплана Москвы». Ему предстоит работать в сотрудничестве с архитектурным бюро «ИД» (Астрахань), АО «Найт Фрэнк» (Москва), ООО «Архитектурное бюро Асадова» (Москва), CityThinking S.L. (Севилья) и архитектором Антоном Авериным (Астрахань).
Эта команда будет делать всё, чтобы в регионе улучшились разные сферы жизни: экономическая, социальная, культурная. Каким образом? Прежде всего предложено забыть, что в Астраханской области добывают газ. Ведь сейчас в регионе достойные зарплаты имеют только те, кто работает на предприятиях нефтегазового комплекса. Дальше так продолжаться не может.
Упор делается на сельское хозяйство, туризм и транспортную сферу: коридор Север — Юг, развитие портовых зон и особую экономическую зону «Лотос». Кроме того, авторы проекта намерены развивать речной транспорт, запустить городскую электричку и ввести единую проездную карту по аналогии с московской «Тройкой».
В плане преобразования облика города — глобальная реставрация исторического центра, реконструкция территории бывшего речного порта. Из новых объектов планируется построить межвузовский кампус в микрорайоне Бабаевского и научно-технологический центр на улице Латышева, жилой микрорайон в посёлке Оля, а также разбить в городе семь новых парков.
Время пошло
Всё громадьё планов планируется реализовать в ближайшие десять лет. В результате, по мнению разработчиков мастер-плана, уровень жизни в области повысится. Люди перестанут уезжать за длинным рублём в более успешные регионы: ведь если пойдёт удачно, в Астраханской области появится 60 тысяч новых рабочих мест (за счёт развития портовых зон). Также будет построено 5 млн кв. м жилья. К тому же город получит новую транспортную и инженерную сеть.
«Новые предприятия и дома — это хорошо, но многие уезжают из-за экологии, — высказывается астраханка Мария Булыгина. — То неделями нечем дышать из-за тления камыша, то пыльные бури накрывают, а теперь ещё и химкомбинат думают строить. Ну кто захочет жить в таких условиях? Нужны проекты по улучшению экологии!»
Такие идеи не надо обсуждать в узком кругу, и в эти дни каждый из нас может поучаствовать в развитии родного края. С 1 августа в течение месяца на платформе «Мы — астраханцы» (we astrobl.ru) можно не только ознакомиться с «Мастер-планом…», но и оставить там предложения по его корректировке.
Общественный деятель, экономист Альберт Матросов:
«Безусловно, Астрахань нуждается в развитии. Боюсь, как бы это не обернулось косметической операцией, в то время как нам требуются серьёзные реанимационные меры. Нам нужны новые рабочие места на производственных предприятиях. Только возрождение старого промышленного производства в регионе, а также создание новых предприятий может остановить отток людей из области. А сейчас отсюда уезжает каждый пятый молодой человек в возрасте до 25 лет. Потому что региону нужны не инженеры, научные работники, другие узкие высококвалифицированные кадры, а только таксисты, продавцы и охранники».